Строители Петербурга предложили ввести «белые списки» в сфере госзакупок

Фото: Александр Аксаков для ОК Фото: Александр Аксаков для ОК
В этой сфере необходимо усилить общественный контроль. Руководство СРО НП «Строительный ресурс» и НП «Специальный ресурс» намерено 28 апреля, в субботу, направить в Минэкономразвития свои предложения по поводу разрабатываемого этим ведомством проекта закона «О федеральной контрактной системе» (ФКС). Предложения касаются усиления общественного контроля в области государственных закупок.

Права и обязанности

Среди предложений: возложить на правительство РФ обязанность вести «белые списки» строительных компаний (то же самое предложено делать саморегулируемым организациям – СРО – в отношении своих членов); исключить возможность демпинга в ходе торгов на электронных площадках; определить полномочия контрактного управляющего и установить для допуска участников на крупные аукционы «ценовой порог» – общую сумму ранее выполненных контрактов, без которой компания не сможет принять участие в торгах. Об этом заявил 27 апреля руководитель отдела специальных проектов СРО НП «Строительный ресурс» Игорь Немчиков, выступая на круглом столе в высшей школе экономики СПбГУ.

– Мы предложили наделить правительство РФ правом устанавливать дополнительные требования к участникам конкурсов, то есть оценивать их управленческую компетенцию и деловую репутацию, – заявил Немчиков. – Кроме того, согласно проекту закона участники торгов должны предъявлять обоснование понижения цены более чем на 25%, при этом совершенно не ясно, как это может быть реализовано на электронных торгах. Мы предлагаем решить и эту проблему.

Репутация – наше всё

По его словам, в проекте закона «остаётся неясным статус контрактного управляющего». В настоящей редакции, по его мнению, существует пересечение полномочий управляющего и конкурсной комиссии, которые выбирают победителя конкурса.

Глава службы Госстройнадзора Петербурга Александр Орт согласился с предложением учитывать деловую репутацию участников конкурса.

– У вас первым в списке идёт наличие финансовых ресурсов, а опыт и репутация – где-то в конце, – сказал он. – Я считаю, что оно должно быть вторым по значимости, тогда всё будет работать.

Не ступать на прежние грабли

По мнению гендиректора НП «Специальный ресурс» Владимира Шахова, закон о ФКС будет страдать теми же недостатками, что ныне действующий закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», – если не предусмотреть в проекте закона «систему участия малого бизнеса в госзакупках, систему участия СРО в рассмотрении конкурсной документации и систему контроля качества исполнения заказа и дальнейшей эксплуатации зданий».

– В противном случае, будет как сейчас: есть заказчик, есть генподрядчик, между ними никого, – пояснил он. – В результате – обманутые дольщики и все прочее.

Необходимость создания качественного закона о ФКС вызвана печальным положением дел в области госзакупок, считает доцент высшей школы экономики СПбГУ Андрей Иванов. По его словам, «около 50% заказов размещаются на неконкурентной основе».

– По-прежнему существует опасность сговора, который особенно опасен при закупке дифференцированных товаров, поскольку у них большая разница в ценах, – сказал он. – Кроме того, часто нарушается информационная составляющая: когда участники заранее знают, кто будет с ними бороться на торгах.

Проект закона «О федеральной контрактной системе» начали разрабатывать сотрудники Минэкономразвития в 2011 году. Ответственным за разработку назначен замглавы Минэкономразвития Михаил Осеевский. В настоящий момент законопроект рассматривается в правительстве РФ. В начале мая 2012 года он должен быть вынесен на первое чтение в Госдуму РФ.

Материалы по теме
Комментарии
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама