Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +5 погода в Петербурге
Доллар 77.73
Евро 85.74
Юань 1.1

Россияне готовы тратить больше, несмотря на снижение доходов

 Фото из архива ОК-Информ Фото из архива ОК-Информ Кризисные явления в экономике сходят на нет: вместо режима экономии 2016 года приходит эра расходов и потребления. Четверть опрошенных россиян уже готовы к большим тратам. И это на фоне снижения реальных доходов. Большую роль в этом процессе играет сервис - просто купить колбасу никому не интересно, теперь все хотят делать это с комфортом

Индекс потребительской уверенности или ожидания наших сограждан своего безоблачного и благополучного будущего во втором квартале 2017 года повысился по сравнению с первым кварталом на 1%, свидетельствует Росстат. Жить как будто становится лучше и даже немного веселее.

Улучшилось субъективное мнение людей относительно личного материального положения. Индекс ожиданий перемен к лучшему во втором квартале вырос на 2%. Так, доля опрошенных граждан, ожидающих улучшения своего материального положения в ближайший год, увеличилась до 12%. А доля пессимистов, напротив, уменьшилась с 20 до 18%. При этом реально перемены к лучшему произошли только у 1% респондентов.

Реальные доходы населения в августе, по данным Росстата, снизились на 0,3%. За 2017 год они упали еще на 1,2%. При этом аналитики из продуктовых сетей в беседе с «Общественным контролем» говорят о реальном падении доходов в 11% за три года.

Сберегать и накапливать

Прошлый год стал настоящим провалом в структуре потребления и радикально изменил правила шопинга. «В 2016 году модель потребления окончательно трансформировалась в модель сбережения. Экономия во всем стала частью образа жизни, и даже некоторое улучшение экономической ситуации к концу 2016 года не стимулирует активность в отношении трат. Число россиян, считающих, что сейчас не лучшее время, чтобы тратить деньги, по-прежнему высоко и продолжает расти», - рассказывала по итогам года Марина Ерскова, руководитель направления оценки эффективности продаж и маркетинговых коммуникаций Nielsen Россия.

По данным аналитиков, около 72% граждан России находятся в режиме экономии. В 2016 году россияне экономили на одежде (61%) и развлечениях (59%). В 2017-м они равномерно отказывают себе в одежде, развлечениях и продуктах, стараясь покупать более дешевые бренды.

Никто не ждал, но в 2017 году у населения накопился пускай небольшой, но ощутимый финансовый «жирок» - и люди дружно решили, что деньги нужно тратить, а не копить.

По данным компании Nielsen, в первом полугодии 2017 года розничная торговля показала первые признаки восстановления, а к июню рост составил 1,2% по сравнению с прошлым годом. Эксперты объясняют это просто: снизилось давление инфляции. Если в 2010 году она составляла около 14%, то к 2016 году упала до 8%, а к 2017 году - и вовсе до 6,9%.

По данным Nielsen, индекс потребительского доверия во II квартале 2017 года составил 70 пунктов (+7 пунктов к прошлогодним показателям). Если индекс выше 100 пунктов, то это говорит о преобладании в стране оптимистов, ниже 100 пунктов - пессимистов. Он складывается из трех показателей: оценки потребителями перспектив на рынке труда в ближайшие 12 месяцев, уровня финансового благополучия в ближайший год и готовности тратить деньги.

В перспективах на рынке труда во втором квартале 2017 года не уверены 76% граждан (в 2016 году их было 80%), уверенность в будущем трудоустройстве выразили 22% (против 16% годом ранее).

В финансовом благополучии сегодня сомневаются 64% опрошенных, а в прошлом году их было 67%. Более 77% россиян считают, что сейчас неподходящий момент для покупок. Но доля тех, кто говорит об обратном, постепенно увеличилась на 7% по сравнению с IV кварталом 2016 года и составила 22%. «Это наиболее существенная положительная динамика», - говорят в Nielsen.

Готовность граждан покупать и потреблять подтверждает и официальная статистика. По данным Росстата, «неблагоприятными» условия для больших покупок в 2017 году сочли 17% россиян, при том, что в 2016 году от приобретений отказались 24-25%. Были готовы к большому чеку 8,9% россиян, в 2016 году решились на крупную сделку только 4,5-5%.

Кто и где покупает

Самой уверенной в завтрашнем дне оказалась наша молодежь - ее оптимистичные потребительские ожидания выросли на 3% за год, все остальные возрастные группы ни в чем не уверены, но держатся - индекс остался без изменений. Верит молодежь и в экономические изменения в стране (+ 4% к уверенности), а вот старшее поколение и лица среднего возраста настроены пессимистично и на 5% уверены, что мы погружаемся в пучину кризиса.

По словам аналитика Nielsen Дарьи Кондратьевой, в ближайшие годы рынок будет принадлежать не просто молодежи, а конкретно прослойке так называемых «миллениалов», граждан от 21 года до 34 лет. Оказалось, что именно они гонят волну потребления: питаются вне дома, делают массовые онлайн-покупки. Они чаще всего платежеспособны, не особенно лояльны к работодателю (смена места работы каждые 2-3 года) и стремятся тратить, а не копить. «Миллениалам важно чувствовать себя особенными, для них важен индивидуальный подход, возможность покупки вне очереди, спецскидки, и они готовы давать продавцу исчерпывающую информацию о себе», - говорит госпожа Кондратьева.

Вслед за миллениалами изменяется и сам продовольственный рынок: люди потянулись туда, где лучше программы лояльности, есть специальные карты, индивидуальный подход, бонусы.

Как результат - все популярнее становится формат «магазинов у дома»: мясных лавок, пекарен, магазинов разливного пива, а гипермаркеты теряют аудиторию. Сейчас на локальные магазины приходится уже 20% предложения по группам товаров. При этом люди прекрасно понимают (45% опрошенных), что цены в специализированных магазинах выше, но идут туда за уникальным ассортиментом, новинками, качеством, атмосферой, дизайном.

Но гипермаркеты не намерены сдаваться. Руководство сети «Лента» считает, что покупателя необходимо убедить в том, что ему выгоднее потратить чуть больше времени и доехать до гипермаркета, чем посетить ближайший к дому магазин. Убеждать сети намерены за счет скидочных карт, акций и призов.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Рита, фотограф, 17 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Комментарии
Яндекс.Метрика