Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 91.98
Евро 100.24
Юань 1.28

Эдуард Лимонов: «Норд-Ост» навсегда застрял у нас в памяти

 Фото: Дмитрий Коробейников / РИА Новости Фото: Дмитрий Коробейников / РИА Новости Ровно 15 лет назад в московском театре на Дубровке произошел теракт, известный во всем мире как «Норд-Ост». Чеченские террористы с оружием и взрывчаткой захватили сотни заложников и три дня удерживали их в здании. В ходе штурма спецназ освободил заложников, но эхо тех событий не утихает до сих пор. Эксперты ОК-информ уверены - теракт на Дубровке стал для России и ее спецслужб своеобразной «прививкой от терроризма»

По официальным данным, теракт на Дубровке начали готовить в начале 2002-го. Уже в начале октября 2002-го из Чечни в Москву в багажниках легковых автомобилей доставили взрывчатку и оружие. Затем в течение месяца в Москву группами приезжали боевики. Террористическая группа состояла из 40 человек, половина из них - террористки-смертницы.

23 октября в 21.15 в здание театра ворвались вооруженные люди в камуфляже. В этот момент там шел мюзикл «Норд-Ост» по произведению Каверина, в здании находились 916 человек - зрители, актеры, работники театра и ученики школы танцев «Иридан». Террористы объявили всех этих людей заложниками и начали минировать здание.

Бомбы уложили вдоль стен по периметру зала, а также в его центре и на балконе. Женщины-смертницы с поясами шахидов расселись по залу в шахматном порядке.

Некоторым заложникам разрешили позвонить родным - сообщить о том, что за каждого убитого боевика террористы будут расстреливать по 10 человек. Вскоре выяснилось, что здание захватил отряд чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым.

К зданию стянули усиленные наряды милиции, ОМОН и спецназа. В первые часы после захвата нескольким заложникам удалось сбежать, а поздно ночью террористы отпустили 15 детей.

Первую попытку переговоров с террористами предпринял 24 октября депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов. Затем в течение двух дней активно шли переговоры - с участием российских политиков (Иосиф Кобзон, Григорий Явлинский, Ирина Хакамада), общественников и журналистов (Анна Политковская, Сергей Говорухин, Евгений Примаков, экс-президент Ингушетии Руслан Аушев и Алла Пугачева). После переговоров террористы отпустили десятки заложников.

24 октября телеканал «Аль-Джазира» показал обращение главы боевиков Мовсара Бараева - террористы потребовали вывода российских войск из Чечни.

25 октября в Кремле президент Путин провел совещание с главами МВД и ФСБ, где было решено провести спецоперацию по освобождению заложников. Но власти опасались, что с началом штурма театра террористы подорвут все бомбы, и заложники погибнут. Было решено применить нервно-паралитический газ, чтобы почти мгновенно вывести из строя смертников.

26 октября в шесть утра начался штурм, а уже в 6.30 официальный спикер ФСБ сообщил - здание под контролем спецслужб, Мовсар Бараев и все террористы уничтожены. Здание тут же окружили десятки машин МЧС и «скорой помощи», спасатели и врачи вывели заложников из здания и развезли их по больницам. В 7.25 пресс-служба президента РФ заявила - спецоперация завершена, уничтожено 36 террористов, освобождено более 750 заложников, погибли 67 человек. В последующие дни в больницах скончалось еще несколько десятков экс-заложников, а число жертв теракта достигло 130 человек (из них 10 детей).

Из здания театра взрывотехники изъяли 30 взрывных устройств, их общий тротиловый эквивалент составил 110-120 килограммов.

23 октября 2003-го перед зданием ТДЦ открыли мемориал «В память о жертвах терроризма». В феврале 2012 года на Дубровке была освящена православная часовня, в 2015-м рядом с ней возвели каменный храм.

По делу о захвате заложников в апреле 2004-го Мосгорсуд дал от 15 до 22 лет тюрьмы братьям Алихану и Ахъяду Межиевым, Аслану Мурдалову и Ханпаше Собралиеву, причастным к теракту в «Норд-Осте». Позже к 22 годам приговорили водителя Асланбека Хасханова, доставившего к ТЦД взрывчатку и оружие.

Октябрьские события в театре на Дубровке стали страшным ударом для всей страны. Но за смерть десятков людей, убитых в самом центре столицы России, ответственность никто толком не понес.

Эдуард Лимонов, писатель, политик:

- «Норд-Ост» навсегда застрял у нас в памяти, и в книге «Лимонов против Путина» в 2005-м я подробно изложил свою точку зрения на этот теракт. С тех пор мое мнение почти не изменилось - я считаю, что имидж власти тогда сильно испортило то, что она три дня не могла ликвидировать террористов. А неумелое использование парализующего газа привело к гибели десятков заложников - хотя на тот момент это было «меньшее зло». Разумеется, государство подало штурм ТЦД как безусловную победу - но это вполне логично для власти.

У меня нет сомнений, что штурмующие хотели спасти всех заложников, но, как это часто бывает, перестарались с нервно-паралитическим газом.

Увы, многие силовики, курировавшие штурм театра, до сих пор остаются на высоких постах, ответственность за смерть заложников никто из них не понес. Но сегодня я склонен относиться к этому более толерантно - ведь тогда эти силовики тоже были перепуганы, хотели и заложников спасти, и государственные интересы соблюсти. Причем каждый час нахождения заложников в руках бандитов, да еще в самом центре Москвы, высвечивал бессилие власти. И нервы у них, в конце концов, не выдержали.

Обстоятельства трагедии сами по себе были настолько неадекватны нормальной жизни, что глупо было требовать адекватности от государственных людей.

Сегодня «диванные патриоты» любят говорить: мол, «хватит кормить Чечню», выделяя на нее десятки миллиардов рублей ежегодно. Но многие из них просто не помнят той трагедии. И не понимают, что лучше отдать деньги, чем вновь допустить гибель сотен людей. Вполне логично, что в отношениях с Кавказом Кремль пошел по пути Российской империи, где кавказских лидеров охотно принимали в ряды национальной элиты. Скажу больше - нынешний лидер Чечни Рамзан Кадыров послан России самим Богом, ведь он сумел подчинить и поставить под контроль такой непокорный регион. Я очень ценю и то, что вся Россия беспрекословно подчиняется Владимиру Путину - и не уверен, что, когда Путин уйдет из власти, страна будет так же кому-то подчиняться.

Возможно ли повторение «Норд-Оста» на нынешнем историческом этапе? Тут дело даже не в России. Посмотрите, в Америке после 11 сентября 2001-го случилось уже несколько крупных терактов, включая недавний массовый расстрел в Лас-Вегасе. Сегодня ни одна страна не застрахована от массовых терактов, они регулярно происходят в Европе и по всему миру. Увы, полностью гармоничных государств сегодня нет. А значит, не может быть и стопроцентной страховки от терактов. Жизнь - это борьба, тут ничего не поделаешь.

Александр Асафов, политолог:

- Я прекрасно помню день теракта, очень много моих знакомых работали в тот день на Дубровке - и как силовики, и как журналисты. Думаю, для российских спецслужб теракт, при всей его чудовищности, стал бесценным опытом. ФСБ, полиция и другие силовики смогли оценить и ликвидировать те «дыры» в системе безопасности, из-за которых и случился «Норд-Ост».

Стоит помнить - учитывая опасность террористов и количество взрывчатки, жертв могло быть в разы больше. При этом банду Бараева ликвидировали так четко и оперативно, что больше никто не посмел повторять в Москве что-то подобное. А сегодня наши спецслужбы научились обезвреживать террористические ячейки еще на этапе подготовки терактов - но общество к этому, в общем-то, привыкло.

Вывод о том, что «Кремль за миллиарды покупает спокойствие в стране и на Кавказе», мне кажется ложным. Если взять госдотации Чечне и Дагестану в динамике, легко увидеть, что в денежном выражении дотации этим республикам сегодня падают, а не растут.

Да и вообще сегодня нет прямой связи между возможными терактами и обстановкой на Кавказе - сегодня власть действует там другими методами. Совсем недавно сменилась власть в Дагестане, большинство террористических ячеек там ликвидировано - как и в Чечне с Ингушетией. Поэтому многие их члены и отправились воевать за «ИГ» в Сирию и Ирак.

Тем не менее опасность терактов сохраняется - в меньшей степени у нас и в большей степени - в Европе. Мне кажется, Европе вообще стоило бы поучиться у наших силовиков тому, как нужно вычислять и ликвидировать «спящие» ячейки террористов. Президент Франции Макрон недавно констатировал - нынешняя система безопасности в Европе не способна защитить граждан от терактов. Так что сегодня спецслужбы Европы и РФ работают над созданием интернациональных органов, контролирующих террористическую активность. Во всем мире идет осознание того, что с терроризмом на новом этапе надо бороться по-другому. И это дает надежду, что теракты вроде «Норд-Оста» повториться не должны.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, студентка, 18 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии