Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +20 погода в Петербурге
Доллар 73.64
Евро 87.17
Юань 1.06

Когда городская среда станет доступной для инвалидов

 Фото из архива OK-inform Фото из архива OK-inform Что сегодня делает бизнес-сообщество для того, чтобы городская среда стала доступной для маломобильных групп населения? Осознают ли предприниматели социальную ответственность и обязанность выполнять правила? Какую ответственность несут бизнесмены за несоблюдение норм? На эти и другие вопросы корреспонденту ОК-информ ответили представители власти, бизнесмены и те, кому адресована городская программа «Доступная среда»

Добрая воля или обязанность

Представители власти напоминают, что участие в создании доступной среды для инвалидов - это не добрая воля, а обязанность предприятий всех форм собственности.

Максим Топилин, министр труда и соцразвития на встрече с представителями бизнеса и общественных организаций заявил: «Базовый Федеральный закон № 419-ФЗ ставит задачи по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов негосударственными организациями ровно в той же степени, что и государственными. Радует, что бизнес уже подключился к этой работе. Крупные компании, например, в сфере транспорта, при нашей методической поддержке принимают комплексные решения, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями здоровья беспрепятственно получать услуги. Надеюсь, этот тренд будет подхвачен и другими компаниями. Мы не требуем от бизнеса перестроить оказание услуг одномоментно. Есть много нюансов в оказании помощи инвалидам, этому нужно учиться. К тому же это вопрос финансов. Главное - необходимо привлекать к этой работе общественные организации инвалидов. Только тогда время и средства на создание доступности будут потрачены не зря».

В Петербурге насчитывается около 626 700 инвалидов, 15 900 из них - дети. 16 тысяч горожан - инвалиды-колясочники. Права этих людей город обязан учитывать.

Александр Ржаненков, председатель комитета по социальной политике Санкт-Петербурга сказал: «По итогам минувшего года под социальную доступность для людей с ограниченными возможностями здоровья приспособлено 4005 социально значимых зданий. Уровень паспортизации объектов составил 85%. На карту доступности нанесено 3253 объекта в городе. В этой работе региональной власти помогают общественные организации. По данным опросов, 59,5% инвалидов положительно оценивают уровень доступности. Сложнее обстоит ситуация с негосударственными учреждениями, но и там работа ведется. Проблемы чаще всего связаны с входом-выходом и транспортным обслуживанием. Не всегда предприниматели обеспечивают доступность для маломобильных граждан при ремонте зданий, но при строительстве новых объектов все должно быть сделано на 100 процентов».

С точки зрения чиновника, не стоит забывать о том, что с января 2018 года исполнительные органы государственной власти наделяются полномочиями по региональному государственному контролю (надзору) за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах социального обслуживания, транспорта, охраны объектов культурного наследия, жилищного и строительного надзора.

К штрафу прилагается предписание

Наша читательница (индивидуальный предприниматель) задала такой вопрос: «Хочу открыть парикмахерскую во встроенном помещении в старом фонде. Присмотрела подходящее - полуподвал. Вход не оборудован пандусом. Обязана ли я создать специальные условия для доступа инвалидов? И в целом: организация доступной среды для инвалидов (например, не только пандус, но и вывески со шрифтом Брайля) - это дело обязательное или добровольное? Какие санкции могут мне предъявить и кто именно, если я не устрою особых удобств для инвалидов (например, не сделаю поручней в туалетной комнате для посетителей?)».

Ответы на эти вопросы содержатся в ряде законодательных актов. Например, во вступившем в силу 1 января 2016 года Федеральном законе № 419, в котором говорится о социальной защите инвалидов и обеспечении доступной среды в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов. Этот документ способствует усилению контроля со стороны государственных органов за соблюдением законодательства о доступной среде.

 

В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть специальная норма - статья 9.13 «Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур». В ней сказано: «Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей».

Причем важно учесть, что уплата штрафа не освобождает должностное лицо или организацию от выполнения обязанностей по созданию доступной среды. Поэтому к штрафу прилагается предписание об устранении нарушений законодательства.

Если нарушения не устранены, виновному грозит более суровое наказание, предусмотренное статьей 17.7 КоАП РФ: «Наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».

Закон и реальность

Павел Запорожец, заместитель руководителя инспекции общественного контроля создания доступной среды для инвалидов СПб уверен: «В законах и других нормативных актах содержатся правильные нормы, но их исполнение зависит от меры ответственности людей, которые стараются или, наоборот, не стремятся сделать доступным каждый объект: как государственный, так и находящийся в ведении крупных торговых компаний или владельцев малых и средних бизнес-структур. Вместе с тем, сравнивая ситуацию того времени, когда считалось, что в стране нет инвалидов вообще - люди с проблемами здоровья были вне доступа и вне общества, с нынешней - надо признать: в современном Петербурге выстроена система, позволяющая рассчитывать на доступность. Причем наш город движется к этому быстрее, чем прочие регионы, в том числе и Москва. Примером может служить Невский проспект, где отлично выполнены в граните занижения на пешеходных переходах. Материал дорогущий. А как вы хотели? Но вот беда - колясочнику до Невского еще надо доехать. Среди торговых объектов образцовой доступностью, я считаю, отличается сетевой магазин “Ашан” на проспекте Космонавтов. Там и касса, и корзинки для колясочников, и всегда можно рассчитывать на помощь работников, которые помогают упаковать и донести до машины покупки. А вот парикмахерские - беда. Ищешь-то хорошего мастера, прежде всего, а такие почему-то чаще всего находятся там, куда невозможно войти - где-нибудь на втором этаже в здании без лифта. Мы живем в XXI веке, и я уверен, что обеспечить доступ или услугу просто - нужна только воля руководителя. Причем, с одной стороны, он по закону обязан это делать, с другой - то же законодательство предполагает преференции в виде снижения налогового бремени, арендной платы тем, кто честно стремится повысить доступность. В то же время законодательство предусматривает штрафы за нарушения. Знаю случаи, когда составлялись соответствующие акты, но юридической “платформы” пока под законом нет. В Минсоцразвития обещают, что “платформа” эта появится в начале 2018 года».

Александр Дмитриев, паралимпиец, неоднократный чемпион России по легкой атлетике:

«Я живу в проблемном, с точки зрения доступности для колясочников, районе - на Васильевском острове. Понятно, что этому есть объективные причины: перестраивать что-либо в исторической части Петербурга с учетом доступа запрещено или, по крайней мере, проблематично. Для того чтобы войти в аптеку или магазин, чаще всего надо преодолеть высокие ступеньки. У входов в офисы можно увидеть кнопки вызова, но далеко не всегда они срабатывают. В идеале, хорошо бы указывать телефон, по которому можно позвонить, для того чтобы вызвать служащего, который поможет попасть в помещение или вынесет то, за чем мы пришли».

Именем бизнеса

Максим Тарасов, владелец мини-пекарни, рассуждает так: «Здания и подземные переходы, не оборудованные поручнями и пандусами, узкие двери лифтов и туалетов, слишком высокие пороги в дверных проемах и поребрики на улицах, парковки без специально отведенных мест. Знаю, что хорошо бы устранить все эти препятствия, непреодолимые для людей в инвалидных креслах, мам с колясками и стариков. Наша обязанность обеспечить доступность. Но для небольшого предпринимателя - это большие хлопоты, которыми, тем не менее, приходится заниматься. Учитывая, что устройство пандуса относится к работам, в результате которых изменяется фасад здания, его согласование должно осуществляться в Комитете по градостроительству и архитектуре. Причем в первую очередь необходимо получить в КГА специальное разрешительное письмо и только потом приступать к пяти (!) дальнейшим этапам: разработке и изготовлению проектной документации с изменениями планировки помещения, для которого обустраивается пандус; согласованию разработанного проекта перепланировки в КГА, а затем в ОГПН, СЭС, МВК и с балансодержателем здания; получению разрешения на строительство при положительном результате согласования; выполнению строительных работ; сдачу пандуса в эксплуатацию по завершению строительства. В случае с многоквартирными домами может также потребоваться согласование пандуса с соседями. В такой ситуации обычно созывается общее собрание, на котором принимается решение о разрешении или запрете на строительство или же собираются подписи собственников. Долгая и трудная процедура, там более, что кто-то может и не согласиться».

 

«Конечно же, надо стараться сделать так, чтобы людям было удобно - ведь это в наших же интересах. Понимаем, что покупателя надо не только привлечь товаром, в нашем случае - медовой продукцией, но и тем, что нас просто найти, к нам легко попасть. Исходя из этого, подбирали и помещения: первый этаж, если и есть ступеньки, то невысокие. Маломобильные группы-то - не только люди в инвалидных колясках, но и мамы с колясками, пожилые люди. Думаю, что каждый предприниматель должен это хорошо понимать. В хорошую погоду у нас в небольших магазинчиках даже двери не закрываются. Мы всегда готовы услышать, помочь, если надо - упаковать и вынести человеку товар. Нам, небольшим, безусловно, проще обеспечить доступность, чем крупным супермаркетам и магазинам. Было бы желание», - поддерживает коллегу Татьяна Полякова, предприниматель, руководитель сети магазинов «Пчеловод».

Закон суров, но…

Начиная с 2011 года в Российской Федерации действует государственная программа «Доступная среда», предусматривающая обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к наиболее значимым для них объектам и услугам в сферах здравоохранения, культуры, социальной защиты, транспорта, информации и связи, образования, спорта, жилого фонда. Изначально программа была рассчитана на четыре года: с 2011-го по 2015-й, но впоследствии была продлена до 2020 года.

В рамках петербургской программы «Доступная среда» при комитете по социальной политике действует комиссия по координации деятельности и контроля в решении проблем людей с инвалидностью. При поддержке государственного «Центра технических средств реабилитации, доступности городской среды, физической культуры инвалидов и хранения архивных документов» (СПб ГБУ «ЦТСР») в Петербурге работает общественная инспекция, в которую входят инвалиды-колясочники (по одному представителю от каждого из 18 районов города).

С 1 июля 2016 года все новое строительство и реконструкция объектов городской инфраструктуры в обязательном порядке должны осуществляться при условии полного соблюдения закрепленных законом норм доступности.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Николай, преподаватель в университете, 62 года Сколько стоит образование?
Комментарии
Яндекс.Метрика