«России не хватает позитивных праздников»

День святого Валентина Фото: Ольга Рычкова / ОК-inform День святого Валентина
О том, почему противникам Дня Св. Валентина совершенно нечего противопоставить этому прекрасному западному обычаю

Вот уже двадцать лет россияне отмечают День Святого Валентина. В большинстве своем к нему относятся положительно, хотя есть и противники, которые пишут статьи и выпускают видеоролики, пытаясь разоблачить праздник и его «организаторов». Зачем они это делают?

Одни говорят, что день Святого Валентина – это праздник западный, и его локализация на отечественной почве есть явление неправильное, «оккупационное» и российской ментальности всецело чуждое.

Другие пишут, что сам праздник – искусственный конструкт, маркетинговый ход, от которого выигрывают разве что производители открыток и плюшевых мишек.

Третьи дают понять, что праздник не имеет никакого смысла. Они обычно ссылаются на то, что сам раннехристианский мученик Валентин имеет такое же отношение к влюбленным, как и какой-нибудь Исидор Севильский – к интернету, что не помешало Ватикану назначить его покровителем всемирной паутины. И, мол, вся эта мистерия вокруг 14 февраля – неведомое и подозрительное колдовство, постмодернистский симулякр, бессмысленный и бесцельный.

За всеми этими доводами мне видится только одно: День Святого Валентина прижился вопреки позиции православной церкви, вопреки атеистам, вопреки носителям советской морали и нравственности, вопреки антизападникам и славянофилам.

И все эти противники ничего не могут противопоставить появившемуся концептуальному Дню Любви. И все эти противники ничего не могут противопоставить появившемуся концептуальному Дню Любви. Даже инициатива бывшего президента Медведева с его Днем Петра и Февронии, который был учрежден только в 2008 году, - это реакция запоздалая и неуместная.

Особая популярность, которая делает 14 февраля народным праздником, обусловлена явным спросом на положительные даты в календаре. Федеральные праздники в России не вызывают широкого общественного уважения. Либо это праздники, смысл которых давно утерян (День весны и труда, Международный женский день), либо канцелярщина (День России, День народного единства), либо праздники, связанные с насилием и жертвами или так или иначе подразумевающие это (День защитника отечества, День Победы).

Прочие «дни» либо имеют строго отраслевую и профессиональную направленность, либо связаны с народно-аграрной сферой российского Средневековья, не актуальной в современной социально-экономической реальности (День Ивана Купалы, Ильин день, Яблочный спас, Русальная неделя, Егорий Вешний и т.п.)

Вместе с тем, нет ни одного традиционно русского праздника, посвященного Любви. А ведь основания для его существования имеются.

Доминирующая в России конфессия прямо декларирует, что Бог есть Любовь, хотя и не удосужилась учредить День Влюбленных.

Русские философы XIX—XX веков Соловьев, Булгаков, Флоренский, Карсавин пошли еще дальше и разработали религиозно-философское учение – софиологию, то есть философию любви. Это сугубо русское философское изобретение. Его поддержали первые евразийцы в эмиграции, а потом и их последователи, поздние и современные евразийцы. Но учение о философии любви, конечно же, оказалось в целом неоцененным. И только после вмешательства маркетинга и западных традиций удалось учредить-таки в России признанный Праздник Любви.

Как бы то ни было, День Святого Валентина – уже устоявшийся факт российской жизни, долгожданный день для всех влюбленных, и никакая антивалентиновская пропаганда этого не изменит. 

Вот такая у меня получилась валентинка для читателей.

Об авторе

Виталий Трофимов-Трофимов – координатор движения по защите прав народов по СЗФО и глаза комитет ОП СПб по межэтническому взаимодействию, представитель Центра Льва Гумелева в Санкт-Петербурге и главный редактор портала «Современное евразийство», этноконфликтолог.

Другие записи в блоге этого автора

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Повышение каких цен опустошит ваш кошелек?
Реклама