Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Михаил Успенский: ОСАГО в России слишком дешево

 Фото: http://dorogahelp.ru Фото: http://dorogahelp.ru Вопрос ценообразования в автостраховании - один из самых проблемных для потребителей услуги и экспертов. Кто и как рассчитывает стоимость полисов ОСАГО, которые являются обязательными для всех владельцев авто, и остались ли честные страховщики, «OK-inform» поинтересовался у техника-эксперта, участника СРО «Некоммерческое партнерство оценщиков “Экспертный совет”» Михаила Успенского

- Когда вводилось ОСАГО, многие интересовались, нужно ли оно. Я говорил: как мы можем жить отдельно от других стран? У них ведь есть страховка, значит, должна быть и у нас.

- Михаил Петрович, почему так различаются стоимость нашего ОСАГО и «Зеленой карты» (варианта ОСАГО для стран ЕС)?

- В Белоруссии средняя цена полиса - 41 доллар. При этом тарифы на «автогражданку» единые. Лимит покрытия по «жизни» и имуществу составляет 14 тысяч долларов (500 тысяч рублей), а у нас - 100 долларов. В Евросоюзе - больше.

«Зеленая карта» на 2 недели стоит 1,5 тысячи рублей стоит, на год - около 14 тысяч. Тогда почему в России полис для вас стоит 3,5 тысячи рублей? У нас что, число ДТП меньше, чем в Финляндии? Или завышена стоимость «Зеленой карты»? В тоже время расширение гражданской ответственности до 1 млн рублей стоит 1 500 рублей. Я считаю, цена страхового полиса в России низкая, но и получаем мы при ДТП меньше, чем должны. Но кто и когда у нас определял расчетные значения? Конкретно: кто проводил маркетинг ценообразования полюсов ОСАГО в различных странах? Цены берутся с потолка. Стоимость услуг должна увеличиваться пропорционально качеству этих услуг.

Хочу отметить: если изначально, когда не было ОСАГО, выплаты по гражданской ответственности получал 1 человек из 10, сейчас - 99,9%.

- Порой эти выплаты крайне низки.

- Это другой вопрос. Но важно, что мы пришли к обязательному автострахованию. Придем и к правильным расценкам, если будем этим заниматься

- Страховщики уже не первый год заявляют, будто их работа в сегменте ОСАГО приносит сплошные убытки. Насколько оправданы эти высказывания?

- Если бы бизнес-структуры разорялись на ОСАГО, то не занимались бы этим. Надо быть полным дураком, чтобы заниматься убыточным делом! Просто бизнес хочет получать больше прибыли, соответственно - назначать большую стоимость полисов. И потом не забывайте, что в страховом бизнесе идет комплексное страхование. Это и ОСАГО, и КАСКО, недвижимость и жизнь и т.п.

- Но, рассчитывая стоимость автостраховки, нужно учитывать уровень жизни в стране…

- Нет. Только стоимость ремонта, ущерба, который мы можем нанести второй стороне. Сейчас мы оплачиваем полис из расчета 120 тысяч рублей на одного и 160 тысяч на нескольких пострадавших - по «железу», и не более 160 тысяч - в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого пострадавшего. Но кто когда платил последним? Это отдельная проблема. Представьте, автомобиль задел бабушку на переходе. Она попадает в больницу, и деньги «капают» по линии обязательного медицинского страхования. Это бюджетная сфера, наши с вами отчисления. Но хоть одно бюджетное учреждение взыскало деньги со страховых коммерческих организаций за предоставленные услуги? Нет! Так почему же мы платим дважды? Это государственная проблема. Я когда-то говорил о ней с представителем президента по СЗФО, он меня направил в Смольный. Там заявили: мол, кто даст в штат хотя бы еще одного человека, который будет заниматься этой проблемой? Так и получается, что дважды платим за одну услугу.

- Чиновники, выходит, признают проблему «двойных платежей»…

- Признают, но отказываются что-либо предпринимать для ее решения. В нашем Заксобрании я выступал. Все согласны, что нельзя платить за лечение пострадавших дважды, но сделать ничего не могут. Вопрос к государству. На федеральном уровне надо это решать!

- А как считают сами страховщики?

- Страховые компании должны работать честно. Платить человеку все, что положено. Но на сегодняшний день 100% страховых компаний занимаются «лохотроном» по отношению к потребителям.

- Неужели нет исключений?

- Ни одна выплата не соответствует действительности. Из-за чего это происходит? Предположим, вы застрахованы по КАСКО, ремонтируетесь на СТО, и страховая оплачивает их услуги по заявленной ими же цене. По закону страховая компания обязана оплатить неоспоримую сумму - это ее право. Но из-за того, что страховые компании не имеют специалистов, чтобы грамотно проконтролировать действия станции, там наносят ущерб страховщикам. Наоборот не бывает. Станции завышают стоимость работ, которые должны выполнить в каждом случае. Идем далее. Страховая компания должна возместить убытки - так на ком она это сделает? На нас, конечно... И выплачивает по ОСАГО меньше положенного.

Был у меня опыт преподавания в службе безопасности одной из страховых компаний. Читал я лекцию по мошенничеству. Самое развитое в мире мошенничество - страховое. Человек, например, купил полис КАСКО, сам снял колеса с машины и требует у страховой возместить ему ущерб. Еще ситуация - купил сомнительный автомобиль, застраховал по КАСКО, утопил, а на вырученные деньги приобрел нормальное авто. Конечно, страховые компании несут убытки и компенсируют их на честных людях. Аппетиты их растут с каждым годом, а все от отсутствия контроля и безнаказанности!

- Федеральные власти уже несколько лет говорят о возрождении контроля!

- Раньше был страховой надзор, который наказывал нечестные компании, приостанавливал лицензии и даже отзывал их. Потом эту организацию почему-то ликвидировали, и опять появилась бесконтрольность.

- Сравнительно недавно полномочия по контролю за страховщиками получил Центробанк. Изменится ли ситуация, как вы считаете?

- Думаете, у Центробанка есть специалисты? Страховщики понимают, что их не остановит никто. Выплачивают неоспоримую сумму, которая есть по закону. «Кто недоволен, пусть идет в суд», - говорят они. Размер выплаты занижают в 3-5, а то и во все 10 раз! В моей практике много подобных случаев. Иначе работать страховщикам невыгодно.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вадим, водитель на пенсии, 72 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии