Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

На улице должна быть тишина

 Звуковая реклама в Петербурге стала особенно популярна в последние годы. Горожане жалуются: такой рекламы избежать, она сильно мешает. Но бороться с ней достаточно сложно: закон не предусматривает ограничений для зазывал с рупорами

Нельзя сказать, что это какой-то новый вид рекламы - с давних времен на ярмарке было принято зазывать покупателей, громко и на разные лады расхваливая свой товар. Сегодня зазывалы не кричат - им на помощь пришла звукоусилительная техника. И звуковая реклама вышла далеко за рамки ярмарки - теперь ее можно услышать у входа в метро и магазины, которые располагаются в том числе в обычных жилых домах. В итоге навязчивые звуки, от которых некуда деться, воздействуют не только на прохожих, но и на обитателей окрестных зданий. Как с ними бороться, попытался выяснить корреспондент «Общественного контроля».

Навязчивые звуки, от которых некуда деться, воздействуют не только на прохожих, но и на обитателей окрестных зданий.

Жители нашего города стали активно выступать против такого положения дел. Так, в одной из посвященной этой теме групп в социальных сетях люди называют звуковую рекламу «непрошеной информацией, звуковой агрессией и аудиоспамом».

«Под благовидными предлогами “полезной информации” аудиоспам безнаказанно вторгается в наше личное пространство, заставляя нас слушать то, что мы не хотим слушать и вынужденно выслушаем только потому, что эти люди хотят заработать деньги на изнасиловании нашего личного пространства. Не надо никаких песен: не всем нравится то, что нравится Васе, Мане, Феде и наоборот. Соответственно - пусть лучше будет тишина, чем неудобство для кого-то», - пишут участники сообщества. Они выступают за то, чтобы общественные места (улицы, парки, общественный транспорт) были свободны от рекламно-музыкальных трансляций.

Стоит отметить, что в законе ни слова не сказано о звуковой рекламе. Рекламодателя можно наказать за недобросовестную, недостоверную, запрещенную, но не за звуковую рекламу. Правда, в федеральном законе о рекламе прописано, что не допускается распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, на транспорте. То есть в вагонах метро и в автобусе это запрещено, но ограничения не касаются эскалаторов, холлов и переходов метрополитена, автобусных остановок и т.п.

В Петербурге существует закон о тишине, по которому громкие звуки не должны мешать жителям города отдыхать в ночное время. Но, как правило, звуковая реклама укладывается в прописанные законом рамки и не вещает вечером и ночью.

В Петербурге существует закон о тишине, по которому громкие звуки не должны мешать жителям города отдыхать в ночное время. 

Впрочем, горожане, считающие, что реклама слишком громкая, могут обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора. Тогда виновника могут наказать за превышение предельно допустимого уровня шума, который установлен нормами СанПиН. Но обращение может и не спасти, если, например, сотрудники Роспотребнадзора не смогут замерить уровень шума, или превышения все-таки нет, или не удастся найти виновника.

Если вспомнить, какие еще нормы регулируют выступление человека с рупором, можно выйти на закон о митингах. Согласно закону о проведении публичных мероприятий, выступление на улице со звукоусилением нужно согласовать с властями. Человека с рупором нельзя представить как пикетчика, ведь пикетирование - это форма публичного выражения мнений с помощью различных средств наглядной агитации, но без использования звукоусиливающих технических  средств.  А значит, навязчивого носителя аудиорекламы можно передать полиции.

О проблемах с законодательством по поводу звуковой рекламы пишут и общественные активисты. Так, движение «Красивый Петербург» выявило в городе 40 мест, где звуковая реклама особенно навязчива, и направила в Роспотребнадзор запрос с просьбой провести проверку ее  соответствия нормативам и дать оценку законности. Однако ответа ведомства не последовало, поэтому активисты направили материалы в прокуратуру - о бездействии Роспотребнадзора.

Согласно полученному ответу, шумовое загрязнение, мешающее людям на улицах города, никак не регламентируется. По закону замеры уровня шума производятся на местах труда или проживания граждан после их обращения в соответствующие службы. А реклама на эскалаторах в метро соответствует санитарным нормам.

Движение «Красивый Петербург» выявило в городе 40 мест, где звуковая реклама особенно навязчива.

Кроме того, активисты обращались в Законодательное собрание Санкт-Петербурга с просьбой принять закон, запрещающий звуковую рекламу. Из парламента запрос был направлен для рассмотрения по существу в Федеральную антимонопольную службу, которая осуществляет принимает нормативные правовые акты, в том числе в сфере рекламы.

И все-таки законодательное регулирование аудиорекламы, возможно, будет введено. Так, в сентябре 2012-го в Госдуму вносился законопроект о запрете звуковой рекламы на улицах населенных пунктов и в помещениях метрополитена. Инициатором выступил депутат Дмитрий Литвинцев. Спустя год - в октябре 2013-го - от депутата Аркадия Пономарева на рассмотрение Госдумы внесли поправки в закон «О рекламе», которые дают определение самому понятию звуковой рекламы и регламентируют ее использование.

В пояснительной записке отмечалось, что в настоящее время объем аудиорекламы значительно увеличился, причем она обладает эффектом неотступности: человек вынужден слушать ее, ожидая на остановке транспорт, совершая покупки в магазине и т.д. 

Депутат предложил разделить звуковую рекламу на внешнюю (уличную) и внутреннюю (в зданиях). В любом случае - под эти понятия попадает информация, распространяемая с использованием звукотехнического оборудования.

Особенно сильно звуковая реклама воздействует на детей, у которых еще недостаточно развита критическая переработка поступающей информации.

Согласно документу, необходимо запретить распространение внешней аудиорекламы в ночное время, в непосредственной близости от пешеходных переходов, оборудованных устройствами для подачи специальных звуковых сигналов; на территории детских, образовательных, санаторно-курортных, медицинских, оздоровительных организаций, библиотек, лекториев, планетариев; жилых зон, а также в дни траура, объявленные в России или субъекте РФ.

Внутреннюю звуковую рекламу следует запретить в детских, образовательных, санаторно-курортных, медицинских, оздоровительных организациях, библиотеках, лекториях, планетариях, а также в жилых домах, гласит документ. Законопроект включен в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой на конец апреля.

Пока законопроект рассматривают, звуковая реклама продолжает воздействовать на наш слух. Мы попросили психолога дать оценку силы воздействия такого рода рекламы и спрогнозировать последствия. Мария Киселева отметила, что звуковая реклама постоянно воздействует на людей, подсознательно приводя к покупке определенных товаров или выбору услуг. При этом свобода выбора часто становится иллюзией, так как не все способны осознанно принимать решения о покупке. Особенно сильно звуковая реклама воздействует на детей, у которых еще недостаточно развита критическая переработка поступающей информации.

Кроме того, аудиореклама агрессивно вторгается в психологическое пространство личности, лишая ее выбора звукового сопровождения и возможности управлять ситуацией, контролировать поток и качество поступающей информации, говорит психолог. У многих она вызывает сильное раздражение, мешает сосредоточиться на своих мыслях. К слову, даже не обращая внимание на такую рекламу, мы часто воспринимаем ее подсознательно.

Кроме того, она повышает шумовую нагрузку. «Длительное шумовое воздействие приводит к утомлению, снижению концентрации внимания,  возможно возникновение нарушений сна в виде бессонницы. Громкие, резкие звуки в ходе эволюции служили для человека сигналом опасности. Физиологические реакции на них сохранились по сей день. В ответ на внезапное появление громких звуков, нервная система приходит в состояние повышенной готовности, выделяется адреналин, который воздействует весь организм. Возможно повышение тревожности, скачки артериального давления. Реакция организма на шум многообразна и не до конца изучена. Стрессовое состояние в ответ на длительное шумовое воздействие известно уже давно».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Алексей, помощник адвоката, 50 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии