Трамвай как символ Петербурга

Фото: Павел Волков/OK-inform Фото: Павел Волков/OK-inform
15 апреля 1942 года в осажденном Ленинграде пошли первые трамваи. Это событие для измученных блокадой людей стало настоящим праздником. Спустя 72 года об этом событии снова напомнили жителям Северной столицы

То, что совершили трамвайщики весной 1942 года, чтобы выпустить на линию первые блокадные составы, в Петербурге до сих пор называют не иначе как подвигом. И посему для города на Неве 15 апреля - особенная дата.

В этом году 72-ю годовщину возобновления трамвайного движения в блокадном Ленинграде отмечали традиционно: сначала в Музее городского электрического транспорта, что на Среднем проспекте В. О., 77, затем у мемориальной доски в память о выходе блокадных трамваев, а потом на улицах города, по которым петербуржцев бесплатно возили на ретро-трамваях. Моторные стальные вагоны завода Красный Путиловец, как и в прошлые годы, проследовали от Васильевского острова до Финляндского вокзала, повторив тем самым «блокадный рейс».

Однако были в нынешнем праздновании и новшества. В этом году поздравлять жителей блокадного Ленинграда и ветеранов Горэлектротранса пришли участники Международного конкурса юных чтецов «Живая классика».

12-летние школьники прочли перед собравшимися в Музее городского электрического транспорта отрывки из литературных произведений, посвященных одному из самых страшных периодов Великой Отечественной войны. Лиза Барабина из 166-й гимназии Центрального района выбрала для этого отрывок из рассказа «Воскресенье», входящего в цикл «Ленинградские дети» Веры Инбер. Тимофей Иванов из той же гимназии прочел стихотворение «Опять война, опять блокада» Юрия Воронова. Аня Карпова из 505-й гимназии Красносельского района прочитала отрывок из рассказа «Девочка с Васильевского острова» Юрия Яковлева, а ее одноклассница Анастасия Павлюченко - из произведения Ольги Берггольц «Говорит Ленинград». Ученик шестого класса школы № 285 Красносельского района Максим Трубицын прочел отрывок из книги Елены Верейской «Три девчоки», а ученица школы № 546 Софья Прожорина выступила с отрывком из рассказа «Много чего за зиму было» Нисона Ходзы.

В ту далекую зиму 1941-1942 годов действительно много чего было в блокадном Ленинграде. Ветеран Горэлектротранса Юрий Михайлович Львов рассказал, что запомнил ту зиму как самую страшную в своей жизни. Голод, холод, бомбежки…

- С декабря 41-го по апрель 42-го погибли более 600 тысяч ленинградцев. Та зима принесла больше всего потерь, - рассказал Юрий Михайлович.

А ему тогда было 5 лет. Он жил на 21-й линии Васильевского острова, прямо напротив трамвайного парка, который тогда назывался Леоновским, и помнит, как его бабушка и тетки жгли мебель, чтобы согреть квартиру.

- Я помню, что восстановление трамвайного движения в осажденном городе было настоящим праздником для всех жителей, к которому долго и тяжело готовились. Трамвай является символом Петербурга и Ленинграда, символом жизни города. И то, что он возил по блокадному городу пассажиров, - это подвиг, - считает ветеран Горэлектротранса.

Точку зрения Юрия Михайловича разделяет и директор Музея городского электрического транспорта Кирилл Нюквист.

- Пустить трамваи после суровой зимы, сковавшей весь город льдом, было неимоверно сложно, - добавил Кирилл Нюквист. - Но люди верили, работали и добились возобновления трамвайного движения.

К слову, проезд в трамвае в блокадные годы стоил 15 копеек. Но люди работали по 12 часов в день и без выходных. И получали за это зарплату. Поэтому они могли оплатить проезд.

- К 300-летию Петербурга мы готовили книгу, в которой рассказали о вкладе трамвайщиков в прорыв блокады. Так вот выяснилось, что в войну погибли 6,5 тысяч сотрудников ленинградских трамвайных парков. Многие водители ночевали в депо, потому что дорога домой занимала много времени; перерыв на сон был недолгим, а работа в те годы была жизненно важна, без нее люди гибли, - рассказал Юрий Львов.

И привел пример, как один сотрудник трамвайного парка в блокадные годы опаздывал на работу, потому что жил далеко и ходил из дома на работу пешком. В первый раз за получасовое опоздание он получил предупреждение и вычет из зарплаты. А во второй раз, но уже за часовое опоздание, его уволили. Через месяц в трамвайный парк, где он работал, соседи принесли его документы. Бывший трамвайщик умер от голода… По словам Юрия Михайловича, те, кто много трудился, пережили блокаду, а тяжелее всего пришлось тем, кто не работал.

- Повторюсь, трамвай - это не только транспорт, но и символ города, как футбольная команда «Зенит», хоть и состоит она более чем на половину из иностранцев. А почему именно трамвай ассоциируется с Петербургом, а не троллейбус или автобус? Во-первых, он один из первых видов общественного транспорта в городе. Трамваи в Петербурге пошли в 1907 году. Во-вторых, на протяжении многих десятилетий трамвай являлся основным и самым популярным видом транспорта в Петербурге-Ленинграде. Проезд на нем стоил копейки, хотя были и периоды, когда стоимость билета на трамвай была очень высокой, но это объяснялось жуткой инфляцией в стране, - сказал Юрий Львов, который считает, что трамваи ни в коем случае не должны исчезнуть с улиц Петербурга.

- Да, это самый дорогой вид транспорта после метро. Да, на его содержание требуются немалые дотации из городской казны. Да, для трамваев нужно отдельное место на дороге, что порой мешает остальным участникам транспортного движения. Но все это вопросы решаемые. В Петербурге есть такие маршруты, которые никто лучше трамвайщиков не обслужит, - объяснил ветеран Горэлектротранса.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Как Вы проводите свободное время?
Реклама