Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Павел Гуров: все мы станем счастливыми киборгами

 Фото с личной страницы «ВКонтакте» Фото с личной страницы «ВКонтакте» Для большинства из нас социальные сети - это просто развлечение и черная дыра, в огромных количествах поглощающая личное время. Но есть и те, для кого они - предмет изучения и рабочий кабинет. Для таких людей фраза «во “ВКонтакте” сижу» - синоним слова «работаю». ОК-inform пообщался с одним из ведущих специалистов Петербурга по соцсетям Павлом Гуровым. Говорили о будущем социального интернета, рекламе воды для жаждущих и о том, почему так сложно удалить свой аккаунт из «ВКонтакте»

Раньше Павел был журналистом. И даже выслеживал мировых звезд для одного крупного российского издания, сутками сидел «в засаде». Но потом стало скучно. Пошел работать в рекламу, параллельно изучал социальные сети, к которым всегда питал большой интерес. И так получилось, что то, что было просто развлечением, стало работой.

Сегодня Павел - фрилансер. С помощью социальных сетей и тех возможностей, которые они предоставляют, он продвигает различные творческие проекты. А еще изучает новые возможности интернета и новые соцсети, которые, оказывается, растут как грибы.   

- Почему фриланс, Павел? Сегодня же так много больших агентств, предоставляющих услуги рекламы в социальных сетях.

- Когда российский бизнес понял, что это важно и нужно - продвигать там свое дело, начали приходить предложения. Мы с моим партнером Настей решили браться только за творческие проекты, которые самим нравятся. Ведь если тебе нравится проект, то ты его классно пиаришь. А если ты к нему холоден, то получается не фонтан, хотя ты можешь использовать те же самые инструменты. Сейчас я работаю в кинокомпании, мы показываем в социальных сетях авторское кино, такую альтернативу Голливуду и мейнстриму.

А еще занимаемся музыкантами. Они уже сами поняли, что не нужен никакой толстый продюсер с мешком денег, не нужен «Первый канал», ротации на радио и лэйблы. Мы живем в эпоху, когда люди прославляются через Ютуб без малейших денежных вливаний. Главное, чтобы сам творческий продукт был классным. И тогда он начинает продвигаться сам собой. Сегодня любой может стать звездой, если он этого достоин.

- Можно ли сказать, что вы из числа тех счастливчиков, которые много работают - и при этом очень любят свою работу и чувствуют  себя на своем месте?

- Я нащупал место, где бьет нерв эпохи. И нащупал его случайно, инстинктивно. Можно сказать, что я кую железо, пока горячо. Я, конечно, не зарабатываю супербольших денег, но мне хватает.

- Уже сейчас в том же «ВКонтакте» очень много рекламы. Может ли так случиться, что люди из-за этого начнут уходить оттуда?

- Да, такая вероятность есть. Существует такой закон маркетинга, который называется «Закон дерьмового клика». Он гласит, что любая площадка рано или поздно начинает использоваться рекламщиками и становится неинтересной. Возможно, именно это и приведет социальные сети к краху - и вместо них возникнет что-то совсем другое.

- Чем же тебе все-таки так интересна реклама в интернете? Чем она отличается от обычной рекламы?

- Тем, что она работает по другому принципу. Она исповедует новую концепцию доверительного маркетинга. В чем суть? Технология позволяет дать человеку только ту информацию, которая ему интересна именно сейчас. Ваш профиль в соцсетях следит за вашим поведением в интернете, отслеживает каждый ваш клик, каждое вступление. Все, что можно делать в цифровой среде, записывается роботами и анализируется. Это то, что называется Big Data - «Большие Данные». Можно подумать, что это такой тоталитарный колпак. Но я считаю, что это спасение. Реклама перестает быть рекламой как таковой. Она становится просто службой доставки услуг и информации  в нужный момент. Например, вы гуляете по торговому центру, поднимаетесь на второй этаж - и вам приходит уведомление о том, что именно за углом продается одежда вашей любимой марки, вашего размера и цвета, и именно сейчас есть скидка. Вроде реклама, но ведь суперполезная! Можно сравнить с предложением воды только тому, кто испытывает жажду.

- В социальных сетях сейчас есть развлечение, общение, реклама. Но и СМИ начинают постепенно их осваивать. Это намечающаяся тенденция?

- Да, сейчас Facebook и «ВКонтакте» постепенно становятся новостными лентами, с помощью которых многие узнают о том, что происходит в стране и в мире. Потому что качественной альтернативы им практически нет. Телевидение - пропаганда, газеты закрываются. Уверен, что тот, кто первым додумается организовать настоящую газету «ВКонтакте», сможет очень быстро и без копейки создать большое СМИ.  

- Как влияют соцсети на людей? Вот ты в интернете постоянно. Ты чувствуешь, что это тебя меняет?

- Становится сложно читать большие книги. Люди - я, мои друзья - теряют способность концентрироваться на чем-то одном. Из-за огромного количества информации исчезает возможность анализировать ее. Потому что если я буду проверять все, что приходит ко мне из соцсетей, у меня не останется времени ни на что другое. Людьми стало проще манипулировать. Например, сейчас удачно прошел такой фокус: отвлечь думающих людей от политики. Заметьте, если вы подписаны на политические паблики, ваша лента тут же превращается в максимально некомфортное место. И появляется такое ощущение: «Да ну вас с вашим Крымом! Пойду лучше на котиков посмотрю». Сейчас в таком настроении находятся очень многие, они просто устали от засоренности информационных каналов.

- Сколько времени в день у тебя занимают социальные сети?

- Так сложилось, что «ВКонтакте» для меня - рабочее место, виртуальный кабинет. То есть примерно 80% времени я провожу там по работе и 20% времени общаюсь с близкими и друзьями. Когда мне хочется излить душу, я иду на Tumblr. Там предостаточно русских ребят, это такая картиночная соцсеть. Ну, и твиттер, конечно.

Учитывая то, что айпэд всегда со мной, в сетях я все время, пока бодрствую. В этом тоже нет ничего страшного. Какая-то часть электронного взаимодействия всегда будет со мной. Я не против, если бы это был чип в моей голове, не вижу в этом никакой проблемы. Здесь просто важна возможность настраивать режим «не беспокоить»…. Я вообще считаю, что мы неминуемо станем счастливыми киборгами.

- А «ВКонтакте», например, как-нибудь отслеживает поведение людей на сайте, чтобы понять, что нужно изменить, чтобы стало удобнее?

- Да, конечно. У них даже есть собственный паблик, в котором они публикуют списки тех нововведений, которые планируют ввести. Кстати, о СМИ в социальных сетях. Совсем недавно в этом паблике они анонсировали какой-то новый механизм, который якобы будет очень удобен журналистам и людям творческих профессий.

- Как ты считаешь, изменится ли «ВКонтакте» после ухода Павла Дурова?

- Вряд ли что-то  случится с этой соцсетью. «ВКонтакте» настолько хороший продукт, что разрушить или испортить его при всем желании не сможет даже какой-нибудь Киселев. Скорее всего, поставят безликого серого менеджера-исполнителя на место Павла - и все. Каких-то качественных изменений не будет. Соцсеть не умрет, но и расти не будет. Даже сам Дуров понимал, что «ВКонтакте» достиг своего потолка, поэтому последнее время занимался другими проектами. Но вот на чем действительно может негативно отразиться вся эта история, так это на настроении российских интернет-стартаперов. Для них Павел всегда был примером, кумиром. И если даже он, еще совсем недавно приводивший на своей стене причины не уезжать из России, покинул ее, значит, пора перебираться в Силиконовую Долину. Сама же «ВКонтакте» точно просуществует еще лет десять, пока ее не подвинут какие-то новые соцсети.

-  А какие новые и необычнее социальные сети появляются сейчас?

-  Я вижу, как интересно развиваются соцсети, направленные на знакомство. Казалось бы, что там может быть нового? Но на самом деле вся эта история сейчас эволюционирует. Я тестирую «Oк Cupid». Это такой гибрид соцсети и сайта знакомств - очень популярный на Западе. Возможно, через пять лет придет к нам. Мы отстаем от Запада по развитию соцсетей примерно на столько.

Первый важный тренд всех социальных сетей, которые сейчас появляются, - изначальная спроектированность под мобильные устройства. А второй важный тренд - анонимность. Это такой антитренд. Люди устали от слишком большой публичности. И рождается такая приятная и романтичная анонимность. Одиночество вдвоем. Или одиночество в сети, прямо как в известной книге. На этой основе появляется целый ряд соцсетей. Они заточены под сохранение анонимности.

 - Если люди устали от публичности, почему просто не удалиться из соцсетей?

- Уже через три дня вы там опять появитесь, как бы громко вы ни хлопали дверью. Тысячу раз уже это наблюдал. Обычно если человек удаляется, это связано с разбитым сердцем. А все друзья говорят: «Ха-ха. Ну, подождем тебя…».

- И все-таки, если подводить итог, каким ты видишь будущее социальных сетей?

- Они перестанут быть социальными сетями, а станут чем-то вроде электричества, водоснабжения и теплоснабжения. Чем-то настолько естественным, что оно даже не будет иметь какого-то названия. Я думаю, что это неминуемо. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Александр, программист, 32 года Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии