Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург -3 погода в Петербурге
Доллар 66.5
Евро 75.62
Юань 9.64

Дни России в Европе - 2014: культура и бизнес - две вещи совместные

 Фото: Виктор Сергеев Фото: Виктор Сергеев В красивейшем немецком Баден-Бадене, городе, чья судьба исторически тесно связана с Россией, продолжается международный культурно-деловой форум «Дни России в Европе» - новое яркое событие в европейском календаре

Форум проходит в четырех соседних странах - Германии, Франции, Швейцарии и Люксембурге. Организаторами выступили известная своими культурными инициативами санкт-петербургская компания «Арт-Ассамблеи», Международная гильдия финансистов и Финансовый университет при правительстве РФ. Проект подержан на самом высоком уровне - от Федерального Собрания РФ до Минкультуры и Минфина. Деловая часть форума прошла с 25  по 30 апреля 2014 года, а культурная продолжится до 8 мая. 

Нужно сразу пояснить, как возникла идея объединить в одном международном проекте сферы, на первый взгляд, как выразился бы Пушкин, «несовместные» -  культуру и бизнес. Когда три года назад инициаторы «Дней российской культуры в Германии» впервые привезли в Баден-Баден мощный десант русских музыкантов, танцовщиков, артистов, режиссеров и художников, отклик получился колоссальный.

По словам президента компании «Арт-Ассамблеи» Елены Демидовой, баденцы «висели на люстрах», чтобы посмотреть спектакли МХТ или эксклюзивный балетный спектакль примы Мариинки Ульяны Лопаткиной. Сарафанное радио работало вовсю:  зрители приезжали из других немецких (и не только) городов, благо Европа - не Россия, и от границы Германии, к примеру, с Францией (Страсбург) - всего час езды на машине.

Итак, в нынешнем году проект расширился географически и по формату - было решено провести трехдневную международную конференцию по инвестиционно-инновационной стратегии экономического роста в эпоху глобализации. А деловую часть украсить серьезной культурной программой, рассчитанной на гастроли ведущих российских коллективов и исполнителей в различных городах Германии и соседних стран-участниц форума.

«Идея совместить в рамках одного проекта сферу культуры и сферу бизнеса оказалась на редкость своевременной и плодотворной», - высказала свое мнение по итогам деловой программы видный экономист Алла Грязнова, соорганизатор форума, первый вице-президент Международной гильдии финансистов и президент Финансового университета при правительстве РФ. Того же мнения и приглашенные зарубежные гости. Они рассказали с трибуны форума, что сегодня с Россией сотрудничают более 6000 немецких компаний и сворачивать совместную работу не намерены. «Они же не дураки - рубить сук, на котором сидят», - сказал мне откровенно в кулуарах один из участников мероприятия.

Но как же культура может помочь бизнесу - и наоборот? Вот хороший пример: Алтайский край хочет построить в Белокурихе в рамках активно развивающегося в России проекта особых экономических зон «русский Диснейленд». Его основой станут русские народные сказки и легенды. И проходящий сейчас всероссийский литературный конкурс «В гостях у сказки», когда дети придумывают сказки с участием традиционных сказочных героев (о чем я тоже узнала на форуме), может стать мощным маркетинговым рычагом для брендирования Алтайского края как «сказочного». Тем более что именно на Алтае в свое время снимался знаменитый советский художественный фильм про Кощея Бессмертного.  

Важной болевой точкой как для российской культуры, так и для российского бизнеса было и остается отсутствие внятного закона о меценатстве. Ведь очевидно, что государство не может финансировать культуру целиком. И плечо мог бы подставить бизнес - но как минимизировать риски? Об этом говорили кинорежиссер Светлана Дружинина, благотворитель Андрей Поклонский и многие другие. Налоговые льготы помогли бы превратить Россию в страну подлинного меценатства - какой она и была во времена Третьякова и Мамонтова, Морозова и Дягилева.

Любопытно, что одна из сессий конференции проходила в знаменитом страсбургском Palais de l'Europe - «Дворце Европы», где обычно заседает Совет Европы. Была суббота, и священные «европокои» открыли специально для участников форума. Дизайн интерьера - минималистский, (если не сказать аскетичный): никаких гобеленов или золоченых виньеток. Симпатичный охранник Люк, оформляя русской делегации пропуска, всех приветствовал словами «добри дэн» и «пожалуста» - кто сказал, что в Европе антирусские настроения?

Вечером того же дня в Страсбурге в соборе Сен-Поль состоялся грандиозный концерт «Виртуозов Москвы» под управлением маэстро Владимира Спивакова - гастроли прославленного коллектива проходят в рамках форума в честь 35-летия оркестра. Несмотря на промозглый холод внутри собора (в Европе топливо умеют считать!), ни один человек не ушел, а от финальных оваций громадная люстра так и грозила упасть на головы поклонникам русского таланта.

Трудно перечислить все пункты культурной повестки дня «Дней России в Европе» - скажу лишь, что после дневных бизнес-баталий участников, гостей, а также всех желающих (кто заранее побеспокоился приобрести билет, так как наблюдался полный аншлаг) каждый раз ждало новое феерическое представление, собранное, как паззл, из лучших достижений русского искусства.

То (в Круглом зале баден-баденского «Курхауса», помнящего Достоевского) - вернисаж известного в Европе живописца Георгия Шишкина (ему позировали такие персоны, как Жан Маре и князь Монако Альбер Второй), а в Германию именитый художник привез серию своих «пушкинских» работ.То бенефис театра современного балета Бориса Эйфмана с фрагментами постановок разных лет, то двухчасовой концерт Игоря Бутмана и его оркестра (к которому присоединился и знаменитый пианист Ник Левановский).

А на днях в культпрограмму включилась труппа московского «Современника»: легендарный театр-новатор покажет в нескольких городах Германии свои неустаревающие постановки - «Пять вечеров» по Александру Володину и чеховский «Вишневый сад» с Мариной Нееловой (Раневская). Помните, как Лопахин (Сергей Гармаш) нервно спрашивает Раневскую: «Так продаете или нет?» А она ему в ответ: «Кто это курит такие дешевые сигареты?»

Чехов в своих пьесах писал о трагическом непонимании русской интеллигенцией грядущих перемен в России. Зато мир по достоинству оценил вклад Чехова в мировую культуру. Вот уже не одно десятилетие Чехов на немецкоязычной сцене - самый популярный автор. Поэтому вполне закономерной частью праздника русского искусства в Европе стало камерное, но очень важное событие - открытие памятника Антону Павловичу в курортном городке Баденвайлер.

В этом благословенном по красоте и климатическим условиям курорте, основанном еще римским императором Веспасианом, 110 лет назад, летом 1904-го года великий русский драматург Чехов провел свои последние дни...

Спустя четыре года после его кончины Станиславский и Книппер-Чехова увековечили память Антона Павловича, однако тот бюст сгинул в горниле начавшейся вскоре Первой мировой войны. С тех пор много воды утекло - в городе открыт литературный музей, чей директор Хайнц Зетцер - настоящий фанат и знаток творчества писателя. И вот теперь в мэрии Баденвайлера русская делегация торжественно открыла скульптуру работы художника Сергея Исакова, созданную на средства меценатов из Ростовской области. На церемонию приехали и Лариса Рубальская, и Наталья Бондарчук, и Алла Сурикова, и Андрей Дементьев. Прибыл и оскаровский лауреат Владимир Меньшов: он рассказал нам, что подумывает экранизировать Чехова. В общем, как говорил герой фильма «Москва слезам не верит», «жизнь только начинается!»

Улетала я с радостным чувством, что в Европе русские - не чужие, нас и достижения нашей  замечательной культуры помнят, любят и ценят и готовы видеть в нас друзей, несмотря ни на что. 

Фото Виктора Сергеева

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Юрий, владелец торговой лавки, 26 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии
Яндекс.Метрика