«Нужны невизовые механизмы регулирования миграции»

рано вводить визовый режим со странами Средней Азии Фото: Виталий Аньков РИА Новости рано вводить визовый режим со странами Средней Азии
О том, почему рано вводить визовый режим со странами Средней Азии

Федеральная миграционная служба выступила против введения визового режима со странами Средней Азии. Информация об этом 27 февраля появилась в федеральных масс-медиа. На фоне большой кампании по ужесточению миграционного законодательства, в которую вовлечены националисты, собирающие подписи, и коммунисты с их законопроектами, это первая официальная позиция «против». И к тому же весьма честная.

Главный довод от миграционной службы – значительное количество русских, проживающих в странах Средней Азии. Введение визового режима осложнит им связь с родней, находящейся на территории нашего государства. Можно им конечно бросить: «Не хотите разделения семей – переезжайте к нам». Но это все-таки высокомерный и ханжеский жест.

Чтобы совершить такое переселенческое усилие, семья должна отказаться от друзей и связей на своей родине, купить в России жилплощадь намного поскромнее, терпеть издержки переезда, обустройства и трудоустройства. Это не один год психологической и «бумажной» подготовки для переезда.

Есть программы по массовому перевозу русских из стран постсоветского пространства на территорию нашей необъятной Родины. Однако «соотечественники» едут не в том количестве и не с тем энтузиазмом, на какой рассчитывали организаторы. И если и стоит вводить визовый режим с тем же Узбекистаном, то только после того, как станет достоверно известно, что на территории этой страны не осталось граждан, считающих себя соотечественниками россиян и желающих в нее переехать. Тянуться это может годы, а «соотечественниками» себя считать может тоже много кто.

Другие в деятельности ФМС ищут злобный заговор: от обслуживания интересов неких транснациональных корпораций до целенаправленной программы по уничтожению русских и замещению их различными другими народами. Это еще одна крайность.

Стоит ли обсуждать визовый режим, если к 2015 году первые лица государства обещали построить Евразийский союз, который включает эти самые страны Средней Азии?

Реальные же причины аппаратного протеста ФМС видятся совсем в другом. Стоит ли обсуждать визовый режим, если к 2015 году первые лица государства обещали построить Евразийский союз, который включает эти самые страны Средней Азии?

Еще лет пять назад такая идея казалась фантастической. Однако если посмотреть на темпы интеграции в рамках ШОС, Таможенного союза, ЕврАзЭС, СНГ, начинаешь убеждаться в том, что сроки вполне себе реальные. Если вопрос с созданием Евразийского Союза решится, и определится его формат, то встанет вопрос – зачем вводили визовый режим? Потратить миллионы на введение этого режима, а потом его торжественно отменять – подозрительная и коррупционная авантюра.

В погоне за идеалами будущего не стоит забывать и о том, что уже достигнуто. Безвизовый режим закреплен в документах тех международных организаций, которые создавала Россия. Например, СНГ. Многие страны находятся в СНГ именно потому, что этот союз гарантирует перемещение по внутреннему паспорту без визы. А недооценивать выгоды от СНГ не стоит. Во многом благодаря СНГ стало возможно заключение Договора о коллективной безопасности. И тот факт, что радикальный исламизм в Средней Азии остановлен на подступах к Ферганской долине, а не в районе Оренбурга и Башкирии – безусловное достижение международного сотрудничества в указанных организациях. В противном случае Андижанская резня 2006 года могла бы произойти где-нибудь в Уфе.

В данном случае визовый режим будет все же введен, но не на волне политической конъюнктуры перед выборами – наспех и не продумав – а в результате плановой законотворческой работы в 2015-2016 году. Или, если Евразийский союз все же будет учрежден, появится какой-то аналог прописки.

В перспективе до 2015-2016 годов актуальны будут невизовые механизмы регулирования миграции. А здесь поле совершенно неосвоенное. Принимаемые меры поспешны, неразумны и попахивают демагогией.

В «резиновых квартирах» нелегалы прописаны только формально, а найти где они находятся фактически – задача на ближайшую пятилетку.

Например, общественные патрули. Их придумали разве что выпустить пар: ведь реальной проблемы они не решают. Иммигрантские сообщества очень часто ввозятся большими группами, размещаются в сквотах, списанных под снос зданиях на территории предприятий в промзонах. Обычная схема, когда нелегалы не покидают промзону и работают на предприятии в десяти шагах от сквота, и выбирают одного представителя, который ходит за едой и делает денежные переводы на родину. Какой патруль выявит такие здания?

Но ведь эти списанные конструкции потребляют воду, тепло, электроэнергию. Отслеживать их можно с помощью инфраструктурного контроля. И хотя эксплуатация аварийного и формально снесенного жилья явление нередкое, этим в стране никто не занимается.

В «резиновых квартирах» нелегалы прописаны только формально, а найти где они находятся фактически – задача на ближайшую пятилетку. И тут-то и начинается борьба с нелегальной иммиграцией – с поисков мест размещения.

Без отлаженного общественного контроля «на местах» никакой визовый режим не принесет пользы. Нелегалы продолжат прибывать как туристы и пропадать из поля зрения, лишь только переступив черту промзоны. И получится как обычно: деньги потрачены, результата никакого.

Другие записи в блоге этого автора.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама