Обществу поставили «религиозный диагноз»

религиозный символ, символ веры Фото: Александр Чиженок/Коммерсантъ религиозный символ, символ веры
Религиозная ситуация в Петербурге стабильна, несмотря на большой приток мигрантов и, как следствие, усиление «исламской» доли граждан

В городе действует 450 религиозных организаций. Это более чем на сотню больше, чем в Ленобласти. Представители разных религий, общественники и философы в течение нескольких часов обсуждали место религии в жизни современного человека. Оказалось, все не так грустно, как может показаться.

По мнению доцента кафедры международного права Петербургского госуниверситета гражданской авиации, кандидата юридических наук Алексея Феоничева, морально-ценностные ориентиры в последние годы утратила примерно половина россиян. В первую очередь это коснулось молодежи. Именно ее пытаются вовлечь в антиобщественную деятельность различные экстремистские движения.

Сторонников традиционных верований власть стремится поддерживать.

Впрочем, «вредительские» настроения и нестабильность в обществе, существовавшие в стране в 90-е, к началу 2000-х постепенно стали отступать. Сегодняшнюю ситуацию взаимоотношений религиозных организаций с органами власти, а также с обществом, начальник отдела по связям с религиозными объединениями администрации губернатора Петербурга Владимир Иванов называет стабильной.

Количество новых религиозных организаций, регистрируемых в Петербурге и Ленобласти, в последние годы практически не меняется и составляет от 10 до 14 ежегодно.

Сторонников традиционных верований власть стремится поддерживать. Ежегодно правительством города утверждается план мероприятий, которые имеют, как выразился представитель губернаторской администрации, социальное значение. Они могут рассчитывать хотя бы на скромную материальную поддержку. 

Львиная доля средств направляется православным организациям – в рамках празднования 300-летия Александро-Невской лавры, юбилея Дома Романовых. Правда, в этом году казенные средства предоставят буддистам по случаю 100-летия проведения первого богослужения в Дацане и мусульманам – ввиду векового юбилея закладки Соборной мечети.

В Петербурге на конец 2012 года официально действовало 450 таких организаций, в Ленобласти – 342. В то же время далеко не все ячейки придерживаются традиционных для общества религий. Есть среди них и те, кто под видом благих идей распространяют оккультные.

Основная проблема, с которой сталкиваются религиоведы и власти – низкий уровень экспертизы, использующейся при «опознании» той или иной организации.

Основная проблема, с которой сталкиваются религиоведы и власти – низкий уровень экспертизы, использующейся при «опознании» той или иной организации. Старые специалисты, работавшие еще в антирелигиозную советскую эпоху, уходят на покой, а у молодежи есть серьезные пробелы в знаниях, поясняет завкафедрой философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ Марианна Шахнович. Печальным итогом становятся скандалы, подобные произошедшему год назад в стенах Храма Христа-Спасителя в Москве, где исполнен панк-молебен. Обсуждая историю, о церкви многие забыли, на первый план ставился образ бунтарок.

- Сейчас мы будто находимся в конце 19-го века, ситуация очень похожая в отношении религии и общества, - считает эксперт СПбГУ.

Учитывая пережитые страной события в первой четверти 20-го века, она называет обстановку опасной.

К единой точке зрения на взаимодействие общества и государства с религиозными институтами эксперты так и не пришли. Но интерес к этой сфере растет ежегодно, и доказательством тому является количество посетителей в Государственном музее истории религии. 

Если в 2007 году выставку посетили менее 22 тысяч человек, в прошлом году учреждение приняло аж в 30 раз больше посетителей - 680 тысяч человек.

Материалы по теме

Кому выгодна коррупция в РПЦ?

Заявление Бенедикта XVI: решение сильного человека.

Мигранты вытесняют русских не по своей вине.

Вместе помолимся?

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама