В любой непонятной ситуации импровизируй!
Конкурс проходит в городе уже в четвертый раз. Каждый год для него выбирается тема. В этот раз зал ТЮЗа превратился в маленькую Англию. «Театральный бой -2014» был посвящен произведениям Шекспира и импровизации.
- Наш конкурс очень непростой для самих участников. Обычно им нужно подготовить для него три самостоятельных номера, - рассказывает организатор и создатель «Театрального боя» Ирина Молокова. - А ведь у актеров спектакли, нет времени. И мы рискнули в этом году. Посвятили весь конкурс импровизации, чтобы не нужно было готовить номера заранее.
В конкурсе участвовали 18 актерских пар. Среди них были как студенты театральных вузов, так и актеры-любители. У зрителей же сложилось ощущение, будто они присутствуют на большом открытом уроке. Созданию атмосферы мастерской способствовало еще и то, что все участники были не в театральных костюмах (хотя, казалось бы, какой Шекспир без корсетов?), а в максимально удобной одежде темного цвета. Чтобы при случае можно было и по полу поваляться, и партнера повалять. И случай представился! Например, одной из пар нужно было прочитать сонет, изображая при этом злую уборщицу и половую тряпку.
Конечно, импровизационного запала хватало не у всех.
- Больше всего импровизации в комедии, она к ней тяготеет, - говорит Михаил Черняк. - Взять комедию дель арте. В ней есть высокие маски, им пишется текст в стихах, есть средние, они говорят прозой. А есть низшие маски - это актеры, которым реплики вообще не пишутся. Наши театральные предки понимали, что есть артисты, которые умеют импровизировать, а есть те, кто этого не умеет. Я не могу представить себе Вячеслава Тихонова импровизирующим. Но есть Луи де Фюнес, у которого это прекрасно получается.
Сам Уильям Шекспир был бы немало удивлен, окажись он на «Театральном бое» и посмотрев, в каких образах и ситуациях читаются его строки. А что бы подумали об этом сами англичане? Они были в восторге! Два земляка Шекспира присутствовали на «Театральном бое»: режиссер Кембриджского театра Пол Берн и заместитель Генерального консула Великобритании в Петербурге Бен Гринвуд.
- Что я люблю в русском театре, так это качество исполнения, - поделился своими впечатлениями Пол. - Недавно я видел постановку «Бури». Русский театр ставил ее в Чехии, это был международный фестиваль. Русская труппа была самой профессиональной. Они готовы были выступать обнаженными, мокрыми - как угодно, чтобы полностью погрузиться в искусство и погрузить туда зрителя. А еще вот что удивительно… Сейчас май, солнечный вечер пятницы. Если бы дело было в Англии, все люди сидели бы в пабе. А здесь - полный зал!
Нынешний «Театральный бой» зрителям понравился. Вроде бы и театр, но не совсем. Вроде бы весело, но все-таки не КВН и уж точно не Comedy club (хотя импровизация - это как раз вотчина стендап-комиков). Однако жюри все-таки не хватило настоящего театра.
- Импровизация - это репетиционный инструмент, способ театрального поиска, театральной разведки, - говорит Михаил Черняк. - Нельзя ставить его во главу угла. Для меня это был усеченный театральный бой. Мы хорошо потренировались.
Фото Юлии Лаhионовой/OK-inform
- Режиссер единственного окупившегося в прокате российского фильма объяснил его успех
- Кинокритики определили лучшую комедию всех времен
- Выставка, посвященная юбилею фильма «Карнавальная ночь», открылась в Петербурге
- Британские ученые доказали, что у Шекспира был соавтор, и установили его личность
- Звезда «Властелина колец» приедет в Петербург с фильмом по пьесе Шекспира