Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +16 погода в Петербурге
Доллар 65.6
Евро 72.62
Юань 9.26

Кто послал их на смерть недрожавшей рукой…

 Фото: Наталья Шкуренок Фото: Наталья Шкуренок В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Первая мировая война. 1914-1918»

Летом этого года вся Европа отмечает столетие начала одной из самых страшных войн XX века, открывшей череду геополитических событий, перевернувших мир, изменивших политическую карту не только Европы, но и Азии, Африки. Россия впервые присоединяется к этим общеевропейским дням памяти: почти сто лет упоминание об этой войне, описание ее событий, подвиги героев, победы и поражения русской армии были под запретом в стране победившего большевизма. В учебниках истории ее лишь коротко называли «империалистической», и даже ученых-историков, изучавших ее в нашей стране, можно было пересчитать по пальцам одной руки. И поэтому с полным основанием Первую мировую в России считают «забытой войной», хотя она стоила стране миллионов жизней ее граждан. 

Около 200 работ из собрания музея можно увидеть на экспозиции: живопись, графику, карикатуры, лубок, открытки, плакаты, некоторые из которых были созданы еще до начала войны, - на грядущую глобальную катастрофу, дыхание которой ощущалось в атмосфере Европы, многие художники отреагировали задолго до первых выстрелов.

Первое, на что обращаешь внимание на выставке в Корпусе Бенуа, - громкие имена: фактически все самые известные российские художники того времени приняли участие в создании плакатов, открыток, журнальной графики. Константин Коровин, Леонид Пастернак, Виктор Васнецов, Мстислав Добужинский, Марк Шагал, Наталья Гончарова, Павел Филонов, Кузьма Петров-Водкин силой своего искусства поддерживали патриотический настрой, призывали жертвовать средства на помощь раненым, инвалидам, сиротам. Большую часть экспозиции занимают именно духоподъемные, ура-патриотические произведения, особенно, созданные в ставшем крайне модным в то время стиле «а-ля рус» - былинные богатыри, воинствующие иерархи церкви, героические выходцы из народа стали главными персонажами этих работ.

К сожалению, организаторы не попытались концептуально осознать собранный материал и создать у зрителя образ войны.

В первые дни войны как бы заново родилось и пережило необыкновенный подъем искусство народного лубка: Владимир Маяковский, Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков писали простенькие ура-патриотические стихи и рисовали к ним столь же незамысловатые картинки - доступные для самого малограмотного россиянина агитационные листки, создававшие у народа иллюзию скорой победы и настроение шапкозакидательства.

И только совсем небольшая часть экспозиции демонстрирует глубокое понимание сути происходившей трагедии: пронзительная графика Марка Шагала, Натальи Гончаровой говорят о страшной катастрофе, уничтожавшей все человеческое в участниках войны.

Известно, что и сами художники воевали на фронтах Первой мировой, гибли на полях сражений и в лазаретах, получали тяжелые ранения, среди них Виктор Бурлюк, Михаил Ледантю, Михаил Ларионов, Александр Шевченко, Петр Кончаловский.

К сожалению, выставка в Корпусе Бенуа только представляет ряд работ, выстраивая их по хронологии и видам жанра: организаторы не попытались концептуально осознать собранный материал и создать у зрителя образ войны, ставшей поворотным этапом в истории Европы и – особенно - России. Но выпущенный к открытию выставки интереснейший каталог поможет всем посетителям Русского музея, которых действительно интересует та «забытая война», ее образ и роль в истории мира, понять и полнее прочувствовать представленные работы.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Анастасия, бухгалтер, 25 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Комментарии
Яндекс.Метрика