Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +10 погода в Петербурге
Доллар 63.85
Евро 70.6
Юань 9.01

Вокруг Ладоги за четыре дня. Часть 2

 Продолжаем рассказ о путешествии по Приладожью (первую часть смотрите здесь)

День третий. Едем на север к Мраморному карьеру Рускеала. Возле небольших водопадов на реке Тохманьоки справа от дороги организована парковка для автомобилей. Водопады эти уже получили в народе название «А зори здесь тихие» - здесь снимался один из эпизодов этого фильма.

Место довольно живописное, но очень людное. Палатки с сувенирами, закусочные и многочисленные туристы. И рядом дорога, уходящая вверх в лес вправо от стоянки. Километр пути - и вот оно, удивительное природное явление - бобровая плотина. Скромный ручей перекрыт бобрами так, что по другую сторону плотины образовалось небольшое озеро, где человек погружается с головой. Вокруг подточенные умными грызунами стволы деревьев. Самих животных не видать, они активны ночью и в сумерках. Еще минут 15 дальше по лесной дороге - и попадаешь на заброшенную финскую водяную мельницу.

Название поселка Рускеала произошло, скорее всего, от второго названия реки Тохманьоки - Русколка (рыжая): вода в реке именно рыжая - из-за растворённого в ней железа. С приходом к власти Екатерины II стали в больших объемах искать строительный камень для нужд Санкт-Петербурга. В 1766 году в Рускеала началась опытная добыча мрамора, которая показала хорошие перспективы месторождения, и в 1768-м императрица подписала указ о начале разработки рускеальского мрамора для строительства Исаакиевского собора. Вместе со своими семьями добывать мрамор приехали мастера-каменотесы с Урала. Так появился поселок Рускеала. Работами по добыче руководили итальянские инженеры. Технология была такова: вручную сверлили в породе отверстия, затем в образовавшиеся скважины засыпали порох и взрывали. Глыба мрамора откалывалась и падала на дно карьера. Далее каменотесы придавали блоку нужную форму и грузили на крепкие сани. Несколько десятков лошадей впрягались в повозку и тащили тяжелый груз в Хелюля. Там блоки лежали до весны.

С началом навигации из Санкт-Петербурга приходили корабли с товарами и провизией. А обратно по реке Хелюля, Ладожскому озеру и Неве в столицу отправлялись груженные мрамором суда. Камень использовали для строительства Исаакиевского собора, Мраморного дворца, дворцовых ансамблей Гатчины и Царского Села. В 1790 годы, после завершения масштабных работ в Санкт-Петербурге, каменоломни фактически простаивали. Однако с началом строительства Казанского собора в Петербурге в 1803 году добыча мрамора возобновилась. Рускеальский мрамор использовался не только, как отделочный материал - его стали применять для производства извести. В 1811 году эта территория была передана Великому княжеству Финляндскому, и в 1895 году финны построили известковый завод, который в 1937 году был модернизирован. После войны, в 1947-м он возобновил работу. Однако большой мраморный карьер было решено не трогать, и он быстро заполнился водой, образовав красивое озеро, которое теперь является основой «Горного парка Рускеала».

С 1974-го по 1986 годы в соседних карьерах добывали мрамор для Ленинградского метрополитена и других строек Советского Союза. В 2005 году на базе большого мраморного карьера был открыт «Горный парк». По периметру идет освещенная тропа, оборудованы смотровые площадки с ограждениями, проводятся экскурсии. Зимой в темное время суток включается подсветка, которая освещает стены карьера. Летом работает прокат лодок. Дайверы всего северо-запада России и из Финляндии приезжают на погружения в глубокие и прозрачные воды каньона. Здесь же единственное место во всем регионе, где можно проводить так называемый спелеодайвинг - подводное плавание по затопленным пещерам.

Несколько лет назад один из гротов Мраморного карьера на пару секунд появлялся на заставке телеканала Россия 1. Здесь проводились съемки фильмов «Шаман», «Темный мир» и «Золотой капкан». Сохранились печи известкового завода, которые диковинными исполинами стоят невдалеке от озера.

Вдоволь погуляв среди пещер и гротов Мраморного карьера, едем на юг - в Сортавалу. Перед Сортавалой, сразу за поселком Лахденкюля будет мост через реку Хелюлянйоки. Сразу за мостом слева - гора Паасонвуори (с карельского - «плоский камень»). На ее некогда неприступной вершине в XII-XIII веках находилось городище - убежище карелов. До сих пор сохранились тут остатки каменных и землянных оборонительных валов. С 1979 по 2005 годы здесь велись археологические раскопки, была собрана богатейшая коллекция предметов быта и орудий труда древних карелов.

На соседней горе Хернемяки («гороховая») в 1939 году финнами при раскопках были обнаружены три кургана с захоронениями X века. В курганах помимо кальцинированных костей нашли кольца, браслеты, сердоликовые бусы и другие предметы. Местные горы - это реликт вулкана, который действовал тут 2 млн лет назад.

Примерно в двух с половиной километрах на северо-восток от горы Паасо - озеро Хелмиярви («Жемчужное»). Вода в нем настолько чистая, что когда-то она по трубам поступала прямо в Сортавалу.

Сортавала расположена в глубине шхер, почти в самой северной части Ладоги. Интересная легенда связана с названием города. По одной версии, оно появилось около 1 000 лет назад, когда у карелов появилось пожеговое земледелие - «сорта» означает «пожеговая земля». Однако есть и более забавное объяснение.  На островах в этой местности поселился черт. Но по карельски звук «Ч» не произносится и его заменяет «с». Слово «черт» звучит как «сорт». А слово «вала» означает  «власть». Вот и получилось Сортавала - чертова земля. Земля черта, который тут хозяйничал. По еще одной версии слово Сортавала происходит от финского «сортуа», что означает  «рушить», «гибнуть». Ведь первые поселенцы, сражаясь друг с другом за право обладания этой землей, убивали друг друга и рушили все вокруг. Финское слово «sortovalta» переводится как «тирания».

Первым жителем местности Сортавала, согласно карело-финскому эпосу «Калевала», был бесшабашный паренек, отличный воин и союзник великого Новгорода Лемминкайнен. Шведы неоднократно пытались покорить карелов. Однако великий Новгород, торговавший с карелами, включил Сортавалу в состав Новгородской республики, взяв ее таким образом под свою защиту. В XV веке новгородцы построили тут церковь Николая Чудотворца, которая, пережив многие беды и войны, действует до сих пор. В 1611 году по Столбовскому мирному договору эти земли вошли в состав Швеции и сто лет находились под ее властью. Именно шведы и основали в местности Сортавала город Сортавалу.

В 1646 году началось заселение города купцами, которые несколько лет были освобождены от налогов. Эдакая свободная экономическая зона в Средневековье. Во время русско-шведской войны 1656 - 1658 годов Сортавала была захвачена и удерживалась русскими. В 1661 году вновь возвращена шведам. Спасаясь от войны, отсюда бежали местные жители, и на опустевшие территории пришли карелы и финны. Разрушенный войной и покинутый жителями город де-факто отошел России, хотя и продолжал юридически быть шведским. В 1721 году, по окончании Северной войны, Сортавала с населением всего в три десятка человек официально перешла под российский флаг и получила название Сердоболь.

Летом из Сортавалы суда на подводных крыльях и небольшие теплоходы отправляются на остров Валаам. Также в Сортавале можно заказать увлекательную экскурсию по Ладожским шхерам. На улице Комсомольской, 6 расположен очень интересный музей: «Арт-центр Головлева». Кронид Александрович Головлев делал просто удивительные по своей красоте и уникальности резные картины из дерева. Его работы до сих пор никого не оставляют равнодушным и продолжают удивлять и восхищать всех посетителей музея - и детей, и взрослых.

День четвертый. Последний день нашего путешествия - и поэтому сегодня долгих остановок будет. Едем на юго-запад по трассе А 129. Лахденпохья, затем - поселок Яккима, в котором сворачиваем на «Лумиваара 10». Подъезжая, видим среди деревьев шпиль финской кирхи, построенной в 1935 году и хорошо сохранившейся.


Очевидно, что здесь время от времени проводятся богослужения. С высокой колокольни открываются великолепные виды на поселок и округу. Сохранился колокол, отлитый в Тампере в 1934 году. Внутри остались фрески и большое изображение Христа над алтарем. Напротив Христа, над выходом из церкви - изображение ангела с гусиным пером в руках, который что-то пишет. Изображение это поражает своей легкостью и прозрачностью. Кажется, что ангел проступает на стене сквозь слои штукатурки и на самом деле это вовсе не рисунок, а словно его светокопия, оставшяся на этом месте.

Возвращаемся на трассу и едем до  поселка Куркиёки, расположенного на берегу одноименной реки (Куркиёки - «журавлиная река»). Удивительная финская легенда сохранилась об этом месте. Когда-то давней весной прилетели на это место журавли. Но ночью погода ухудшилась, подул холодный ветер, ударил мороз и повалил снег. Все новые стаи журавлей подлетали на знакомое место, но их встречали не приветливые поля, а лед и снег. Обессилевшие птицы не могли лететь дальше. Утром люди увидели берега реки, усеянные ослабевшими журавлями. Жители от мала до велика кинулись спасать их, несли их в корзинах и кадках домой, обогревали и кормили. А когда погода наладилась, выпустили на волю. После этого случая река получила свое название - Журавлиная.

Окрестности Куркиёки изобилуют историческими достопримечательностями и памятниками. В 1999 году здесь открылся краеведческий центр «Кирьяж». Напротив него - гора Линнавуори, на вершине которой - древнее городище корелов, а у подножия в конце XIX века был обнаружен древний могильник Х века, в котором найдены меч, наконечники копий, перстни, бусы и другие предметы. Сейчас находки из этого могильника хранятся в национальном музее Финляндии. Куркиёки называют поселением на семи холмах.

Едем до Ленинградской области. Прямо на границе с Карелии асфальт кончается вместе с дорогой: размеры и количество ям внушает опасение за сохранность подвески автомобиля.  По этой дороге доезжаем до Приозерска, главной достопримечательностью которого является небольшая крепость Корела. Она была заложена еще на рубеже XIII и XIV веков на Вуоксе, бывшей в те времена важной транспортной артерией. Вместе  с другой крепостью, ныне не сохранившейся, - Тиверским городищем в 47 километрах южнее (у нынешнего поселка Васильево) Корела прикрывала от неприятеля путь из Финского залива в Ладогу. Крепость много раз переходила из рук в руки. Нынешний облик она обрела во многом благодаря шведам, которые одели камнем крепостные валы, построили мощную «Круглую башню», артилерийский арсенал и пороховой погреб. Впрочем, камни для крепости шведы взяли не из земли, а из разрушенных ими русских церквей и монастырей. В 1611 году крепость в который уже раз была осаждена и взята шведами. В той обороне принимал участие Иван Михайлович Пушкин - предок великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Из нескольких тысяч защитников Карелы в живых тогда осталось только 100 человек, которым шведы позволили уйти из крепости со знаменами и оружием в руках.

В этой крепости мы делаем последнюю остановку на пути в Санкт-Петербург.

Конечно, есть еще много интересных мест - мы посмотрели только меньшую их часть. И это дает нам повод в очередные «длинные» выходные снова отправиться в путешествие вокруг Ладоги. Ведь за четыре дня не увидеть всех красот и достопримечательностей. А значит, рано ставить точку на этом маршруте. Удивительное по красоте и насыщенности историческими событиями Приладожье ждет нас опять! 

Фото Станислава Другова

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Никита Евгеньевич, артист-кукловод, 28 лет Как вы оцениваете уровень своего образования?
Комментарии
Яндекс.Метрика