Истории без дневников не обойтись
По словам историка, сегодняшний бум, появление большого числа дневников военного и послевоенного времени связан с тем, что люди перестали бояться показывать и публиковать дневниковые записи. «Сегодня дневников великое множество, и с этим материалом надо работать. Но практически нет дневников руководителей. Есть дневники и письма людей самых разных, и понять, почувствовать время - сложная, кропотливая работа», - подчеркнул он.
Бомбоубежище, последний рисунок мамы, визит учительницы по музыке, у которой умер муж, рыбка, сначала замерзшая, а потом оттаявшая в аквариуме, смерть брата, а потом мамы. Все это - в детском дневнике
Как рассказал профессор кафедры политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета Андрей Вассоевич, дневник его матери воспроизведен издательством в том виде, в котором он был в блокадные годы написан, с цветными рисунками.
Есть в дневнике запись о первом дне войны. Нарисован репродуктор и город. Бомбоубежище, последний рисунок мамы, визит учительницы по музыке, у которой умер муж, рыбка, сначала замерзшая, а потом оттаявшая в аквариуме, смерть брата, а потом мамы. Все это - в детском дневнике.
«Когда нам говорят о том, что Ленинград - один из красивейших городов - это о прошлом. К сожалению, уничтожение архитектуры сегодня носит чудовищные масштабы, и увидеть город таким, каким он был, помогают дневники и письма. В них представлена история не как наука, а как совокупность отдельных человеческих судеб», - объяснил Андрей Вассоевич.
В том, что каждый дневник должен быть сопровожден комментарием историка, уверена писатель Наталия Соколовская: «Любой дневник - это первоисточник, это блокада из первых уст. То, что мы изучаем и издаем дневники - дань уважения к тем людям, которые их вели. Есть дневник 16-летнего Бори Капранского, полный трагизма - дети тоже остро чувствуют приближение смерти. Все эти свидетельства бесценны, они должны лечь в основу нашего знания о прошлом, о блокаде», - считает писатель.
- ЕГЭ по истории может стать обязательным для всех школьников
- Много шума из ничего: на экранах - «Матильда» Алексея Учителя
- Путин рассказал, кто является главным творцом истории России
- Будущий музей блокады Ленинграда: кто халявщик, а кто партнер
- Иностранные студенты примут участие в квесте «Как в Петербурге»