Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

Истории без дневников не обойтись

«Надо понимать уникальность дневников, настроение того или иного человека. Какой источник вам это даст? Какой источник вам расскажет об истории семей и людей. Если рассматриваем историю как историю людей, без дневников нам не обойтись», - отметил на пресс-конференции, посвященной выходу в свет блокадного дневника ленинградской девочки Тани Вассоевич, доктор исторических наук Никита Ломагин

По словам историка, сегодняшний бум, появление большого числа дневников военного и послевоенного времени связан с тем, что люди перестали бояться показывать и публиковать дневниковые записи. «Сегодня дневников великое множество, и с этим материалом надо работать. Но практически нет дневников руководителей. Есть дневники и письма людей самых разных, и понять, почувствовать время - сложная, кропотливая работа», - подчеркнул он.

Бомбоубежище, последний рисунок мамы, визит учительницы по музыке, у которой умер муж, рыбка, сначала замерзшая, а потом оттаявшая в аквариуме, смерть брата, а потом мамы. Все это - в детском дневнике

Как рассказал профессор кафедры политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета Андрей Вассоевич, дневник его матери воспроизведен издательством в том виде, в котором он был в блокадные годы написан, с цветными рисунками.

Есть в дневнике запись о первом дне войны. Нарисован репродуктор и город. Бомбоубежище, последний рисунок мамы, визит учительницы по музыке, у которой умер муж, рыбка, сначала замерзшая, а потом оттаявшая в аквариуме, смерть брата, а потом мамы. Все это - в детском дневнике.

«Когда нам говорят о том, что Ленинград - один из красивейших городов - это о прошлом. К сожалению, уничтожение архитектуры сегодня носит чудовищные масштабы, и увидеть город таким, каким он был, помогают дневники и письма. В них представлена история не как наука, а как совокупность отдельных человеческих судеб», - объяснил Андрей Вассоевич.

В том, что каждый дневник должен быть сопровожден комментарием историка, уверена писатель Наталия Соколовская: «Любой дневник - это первоисточник, это блокада из первых уст. То, что мы изучаем и издаем дневники - дань уважения к тем людям, которые их вели. Есть дневник 16-летнего Бори Капранского, полный трагизма - дети тоже остро чувствуют приближение смерти. Все эти свидетельства бесценны, они должны лечь в основу нашего знания о прошлом, о блокаде», - считает писатель.

Материалы по теме