Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.51
Евро 98.91
Юань 1.27

Наркоучет лишает водительских прав

 Фото: Сергей Артемьев/OK-inform Фото: Сергей Артемьев/OK-inform На днях 33-летнего жителя Красносельского района Петербурга лишили водительских прав из-за того, что он состоит на учете у нарколога. Об успешном исполнении решения суда отчитались судебные приставы. А OK-inform выяснил, что подобная практика - не всегда повод для гордости

Решение о лишении водительских прав петербуржца 1981 года рождения принял Красносельский районный суд - в связи с наличием у него медицинских противопоказаний для управления транспортными средствами. Как сообщают судебные приставы Красносельского района, иск в отношении молодого человека, выявленного во время проверки наркозависимых лиц, имеющих водительские права, подала районная прокуратура. 

Прокурорская «проверка наркозависимых лиц, имеющих водительские права» - это получение информации о гражданах, состоящих на учете в наркодиспансере, и сличение имеющихся сведений с базой данных ГИБДД.

А что скрывается под прокурорской «проверкой наркозависимых лиц, имеющих водительские права»? Это всего лишь получение информации о гражданах, состоящих на учете в районном наркологическом диспансере, и сличение имеющихся сведений с базой данных ГИБДД... Защитники прав, но не водительских, а человеческих, считают подобную практику преступной.

Нахождение на учете у нарколога часто оказывается сюрпризом

Судя по многочисленным обсуждениям этой темы на юридических и медицинских форумах, сама постановка на учет к наркологу в России очень часто бывает вне закона. В соответствии с Порядком диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, который был утвержден приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года № 704, диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлен диагноз «хронический алкоголизм», «наркомания», «токсикомания». При этом диагноз может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом, а в сложных случаях - врачебно-консультативной комиссией наркологического учреждения.

Однако в нашей стране на учет к наркологу могут поставить уже после разового обращения к специалисту, например - с острым алкогольным отравлением. При этом зачастую граждане узнают, что состоят на учете в наркологическом диспансере, только когда сталкиваются с необходимостью взять справку от нарколога для устройства на работу, ношения оружия или получения водительских прав. И это несмотря на то что, согласно 20-й статье закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», гражданин должен давать письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него. Медицинское вмешательство, в том числе постановка на учет, без согласия гражданина осуществляется лишь в пяти случаях. Во-первых, по экстренным показаниям, то есть для устранения угрозы жизни человека, и если человек не может выразить свою волю по состоянию здоровья. Во-вторых, в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. В-третьих, в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами. В-четвертых, в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления). В-пятых, при проведении судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы. Таким образом, оказаться на учете у нарколога без личного согласия по закону не так-то просто.

Как правило, людям, для которых их нахождение на учете у нарколога становится сюрпризом, удается через суд доказать незаконность их включения в списки наркоманов и алкоголиков.

Как правило, людям, для которых их нахождение на учете у нарколога становится сюрпризом, удается через суд доказать незаконность их включения в списки наркоманов и алкоголиков.

Прокуратура не имеет права запрашивать сведения о гражданах, состоящих на наркоучете, но для наркологов принцип конфиденциальности стоит далеко не на первом месте.

Другое дело, если речь идет о гражданах, которые знают, когда и за что они оказались на учете у нарколога. При условии прохождения назначенного лечения, регулярного посещения врача и сдачи анализов с этого учета можно сняться. Порядок снятия с учета регламентируется приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями».

А вот насколько законны требования органов прокуратуры представлять персональные данные лиц, страдающих наркологическими заболеваниями и состоящих на учете у врача психиатра-нарколога? На этот вопрос, как ни странно, лучше всех ответил главный психиатр-нарколог Минздрава РФ Евгений Брюн.

- Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, согласно ч. 3 п. 4 с. 13 закона № 323-ФЗ, допускается по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора. Однако требование о предоставлении персональных данных всех лиц, страдающих наркологическими заболеваниями и состоящих на учете у врача психиатра-нарколога, тем более возведение его в статус отчетного, не соответствует вышеуказанной норме закона, поскольку не попадает под понятие «прокурорского надзора», предусмотренного законом «О прокуратуре Российской Федерации», - пояснил Евгений Брюн в письме к главным внештатным специалистам психиатрам-наркологам субъектов РФ от 30 августа 2013 года, отметив, что иногда возможны исключения из правил.

Тем не менее мы продолжаем наблюдать, как наши наркологи нарушают принцип конфиденциальности не в качестве исключений из правил, а «как правило». Доктор медицинских наук Владимир Менделевич, возглавляющий Институт исследования проблем психического здоровья, объясняет это тем, что почти половина современных российских наркологов по-прежнему не относят наркоманию и алкоголизм к психическим расстройствам или заболеваниям, а считают их следствием «распущенности» человека.

Наши наркологи нарушают принцип конфиденциальности не в качестве исключений из правил, а «как правило». 

Согласно проведенному Владимиром Менделевичем социсследованию, 55,7% отечественных наркологов считают допустимой передачу сведений о пациентах в правоохранительные органы «в целях поддержания безопасности в обществе». 54,5% - высказываются за то, что принцип информационного согласия, при котором больной получает весь объем информации, необходимый ему для осознания и выбора терапии, должен иметь исключения в наркологии. Большинство российских наркологов допускают нарушение главного принципа биоэтики - принципа автономности, права пациента самостоятельно принимать важные для его жизни решения. 62,6% из них выступают за принудительное лечение больных алкоголизмом и наркоманией.

Так чему тут удивляться?

С наркологами и прокурорами можно побороться

А удивиться можно тому, что граждане, лишившиеся водительских прав из-за того, что наркологи не умеют хранить врачебную тайну, могут сами себя отстоять. Как, например, петербуржец Андрей Скворцов.

- С 2002 года я состоял на учете в наркологическом диспансере по месту прописки. Все мои попытки сняться с него были тщетны. А причин тому две. Первая - это лень, которая не давала приезжать в наркодиспансер раз в три месяца, чтобы отметиться. Вторая причина - бюрократия и желание специалистов получить вознаграждение за содействие. В итоге мое нахождение на учете у нарколога продлевали 11 лет подряд. Медкомиссию для получения водительского удостоверения я проходил в платной конторе, - рассказал OK-Inform Андрей Скворцов.

Граждане, лишившиеся водительских прав из-за того, что наркологи не умеют хранить врачебную тайну, могут сами себя отстоять.

Когда он услышал, что в России начали лишать водительских прав за учет у нарколога, он поехал в свой наркодиспансер, чтобы отметиться, и узнал, что по его душу уже приходил запрос из прокуратуры. Очень скоро ему пришло постановление суда о лишении прав на вождение транспортного средства, поскольку он, будучи состоящим на учете в Санкт-Петербургском ГУЗ «Межрайонный наркологический диспансер № 1», «создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни и здоровью граждан либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены права граждан, так и интересы общества и государства».

Юрист Анна Крюкова, директор БФ «Открытый медицинский клуб», к которой обратился Андрей, сообщила ему, что, как правило, те, кто регулярно посещает нарколога и находится в стойкой ремиссии в течение трех и более лет, могут защитить свои права с шансом, близким к 100%, и сохранить право управлять транспортным средством.

Андрей собрал пакет необходимых документов в короткий срок (на отмену заочного решения суда дается 10 дней с момента получения постановления, решение вступает в силу через месяц). Среди этих документов были и те, что подтверждают трезвый образ жизни ответчика (заключения психолога, нарколога, результаты анализов на содержание химических веществ в организме, характеристики с работы).

- С этим пакетом документов, трезвый, ухоженный, в сопровождении профессионального юриста, имеющего положительный опыт в подобных процессах, я явился на суд, - говорит Андрей. - Заседание длилось 10-15 минут. Это время ушло на перечисление моим адвокатом документов, которые я предоставляю суду и прокурору. Мне даже не дали слово вставить. Прокурор отозвал иск, ссылаясь на стойкую ремиссию и запрос, который он сделал повторно в мой наркодиспансер.

После пережитой нервотрепки Андрей советует всем, кто состоит на учете у нарколога наладить отношения с лечащим врачом и регулярно посещать его для отметок.

- Ведь в этом случае он сможет дать вам справку о длительной устойчивой ремиссии, которой достаточно для суда, если вас лишает прав прокурор. Практика показывает, что необязательно быть снятым с учета полностью. Вашим плюсом будет документальное подтверждение того, что вы посещаете, отмечаетесь, трезвы, работаете и просто хороший человек, - говорит Андрей Скворцов. 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Дарья, морской инженер, 25 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии