Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

От избы-читальни – к креативному пространству

 Фото: Юлия Ларионова Фото: Юлия Ларионова «Тишина должна быть в библиотеке!» - давняя шутка из КВН показывала храм книг и знаний как некое сакральное пространство, в котором библиотекарь, словно мифический Цербер, набрасывается на любого, кто смеет повышать голос. Однотипные столы, склонившиеся над ними люди, лампы с зелеными абажурами и запах старой бумаги - знакомый образ, не так ли? Но все меняется

Осенью одна из обычных петербургских библиотек - библиотека им. Гоголя - превратилась в ультрасовременное креативное пространство. Как так получилось и возможно ли возродить моду на библиотеки? Журналист, член общественной организации «Код города», сотрудник библиотеки им. Гоголя Анатолий Бузинский считает, что этот процесс уже происходит.

- Есть мнение, что библиотеки умирают. Вы его разделяете? 

- Я тоже так думал, пока не погрузился в библиотечную среду. Такие примеры, как библиотека имени Гоголя, Маяковского, Лермонтовка, изменившиеся московские библиотеки - имени Достоевского и «Проспект» - доказывают обратное. Они не просто не умирают. Они становятся новыми культурными центрами, новыми точками притяжения, которые по посещаемости и популярности обгоняют многие коворкинги и общественные пространства.

- Но ведь такие библиотеки - это исключение из правила?

- Я бы мог сказать, что это новая тенденция, тренд, который мы пытаемся задать, он был абсолютно верно воспринят библиотечным сообществом. И более того, воспринят аудиторией, которая уже забыла, что такое библиотеки. Поэтому эти учреждения снова становятся популярными.

- Библиотеку имени Гоголя можно назвать самой современной в городе. Кто был инициатором этого преображения?  

- Вообще изначально это была плановая реконструкция. Все госучреждения должны рано или поздно ремонтироваться, реконструироваться, обновлять техническое оборудование. Но инициатором этого процесса стала директор Марина Швец. Она нашла дизайнеров, нашла нас - команду, которая помогает с медиаподдержкой. Ей удалось собрать уникальный коллектив сотрудников, который делает библиотеку популярной и притягивает аудиторию.

- Это молодые сотрудники или профессионалы?

- Одно другому не противоречит. У каждого специалиста есть свои профессиональные навыки и характеристики. Например, у нас есть дизайнер, монтажер, несколько девушек занимаются координированием программ и проектов. А есть библиотекари по образованию, которые имеют солидный опыт. Они делятся им с молодыми сотрудниками: учат работать с картотеками, списками.

- Библиотека имени Гоголя стала свободным пространством. Здесь проходят лекции, кинопоказы, выставки. У вас любой человек может организовать какое-то свое событие?

- Да, любой житель Питера или Ленобласти, любой гость может обратиться к нам напрямую или в соцсетях с предложением организовать мастер-класс, лекцию... Кроме того, сейчас библиотеки имеют право на дополнительный заработок. Мы предоставляем информационные услуги, у нас есть своя типография, к нам обращаются коммерческие структуры. Это здорово, потому что доходы от этой деятельности мы может потратить на интересные мероприятия.

- Я знаю, что дизайнеры, которые создавали интерьер библиотеки, вдохновлялись европейскими общественными пространствами. Опять все хорошее из Европы? А в Петербурге есть чем вдохновляться?

- Конечно, есть. Креативные зоны растут как грибы, это уже новая тенденция. Я не могу согласиться с тем, что все хорошее мы перенимаем у Европы. Например, у нас есть положительный опыт, который можно почерпнуть из советской истории, - это статус библиотек и отношение к библиотекарям. Работать в библиотеке было почетно, СССР был литературоцентричной страной. Сходить в библиотеку и получить книгу - эта потребность в пирамиде Маслоу занимала верхнюю позицию. Сейчас все изменилось, но этот опыт остался у старшего поколения и на каком-то генетическом уровне у младшего тоже. Сейчас мы живем в телецентричной стране. Поэтому в библиотеке имени Гоголя есть медиастена, где на экранах мы предоставляем всевозможную информацию, начиная от роликов, программ ТВ, посвященных литературе, и заканчивая анонсами встреч, фотоотчетами.

- Уже давным-давно книги можно качать из Сети. Как это повлияет на будущее библиотек? Не уйдут ли они полностью в интернет?

- Мне кажется, что одной из функций библиотек должно стать предоставление доступа к электронным книгам. У нас уже есть QR-коды, люди могут скачать себе книгу на телефон. Есть электронные базы данных, причем это уникальные книги, которые просто так не достать. Но самое главное преимущество библиотеки в том, что мы обращаемся к писателям и просим их дарить и привозить те книги, которые большим тиражом не достать. Из последних примеров это книга Саши Филипенко «Бывший сын». Она стала бестселлером, второй тираж полностью выкуплен. Автор подарил нам пять книг, и они постоянно расходятся. Библиотеки могут предлагать какой-то уникальный материал, которого не найти ни в магазинах, ни в интернете. За счет этих сокровищ любая библиотека сможет жить и успешно работать.

- Слышно ли что-нибудь о планах по такой же тотальной реконструкции других библиотек в городе?

- Для нас очень важно, чтобы библиотека имени Гоголя не стала исключением из правила. Уже ведутся переговоры с дизайнерами о реконструкции Ржевской библиотеки. Она больше, но у нее будет другая концепция.

- Насколько сложно сделать библиотеку современным пространством с точки зрения решения разных бюрократических вопросов?

- Самое сложное - это пресловутый закон о госзакупках, когда побеждает самый дешевый вариант, а не самый правильный. Когда в планах какое-то нестандартное решение, очень сложно его реализовать и объяснить, почему будут именно эти стеллажи, а не какие-то другие, обычные. Это все очень тяжелая работа. Я думаю, что все, кто как-то связан с госструктурами, понимает, о чем речь.

- Справедливо ли будет сказать, что для того, чтобы в каждом районе города появилась такая современная библиотека, необходима в первую очередь поддержка администрации района?

- Не могу сказать, что в первую очередь. Сейчас инициатива идет снизу. Есть запрос у общества, у горожан возникла потребность в открытых публичных пространствах. В пространствах, где они могут общаться. От периода «у меня есть квартира, и я в ней живу» мы пришли к периоду «мы хотим встречаться!». Видеть, что нас много - интеллигентных, умных людей, неравнодушных, желающих жить в России и менять ее к лучшему. Для таких встреч в первую очередь подходят библиотеки. А когда есть запрос снизу, рано или поздно наладится коммуникация с верхами. Должно быть решение на уровне города. У нас же культурная столица, книжная столица!

- Может быть, и зарплаты библиотекарям повысят? Сколько они сейчас получают?

- Я не могу точно ответить, но знаю, что определенно ниже среднего по городу. Конечно, в Петербурге зарплаты сотрудников культурной сферы должны быть выше. Государство должно осознать, что культура - это такая же важная инфраструктура, как и дороги, только это дороги к умам и сердцам горожан.

- Можно ли сказать, что Петербург является сегодня городом, который подает идеи развития и модернизации привычных пространств? Или все-таки флагманом в этом деле остается Москва?

- Конечно, Москва. Но при этом у Питера есть некоторые особенности, которые позволяют намного эффективнее реализовывать такие проекты. Москва - это уже не живой город, а просто какой-то гигантский мегаполис, где трудно сознавать, что ты горожанин, а не просто функция, которая постоянно работает. У Питера климат намного приятнее. Мы остаемся самым европейским городом, идеи по созданию креативных пространств здесь легче реализовывать. В Петербурге огромное количество гражданских инициатив. И администрация города им не сильно мешает. Если эта политика будет проводиться и дальше, в ближайшие год-два мы увидим бум и расцвет новых пространств. 

Фото Юлии Ларионовой.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Светлана, педагог, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии