О больших людях небольшого театра
В «театральный день» мы решили наведаться в один из камерных театров, которыми Петербург славится не меньше, чем крупными и знаменитыми. Экскурсию по театру «Комедианты» для OK-inform провел актер Роман Притула. Начали, как и полагается, с вешалки, то есть с гардероба. Он сейчас пустует, но это ненадолго…
«Зритель любит нас, а мы – зрителя»
- Наш театр рассчитан на 100 зрителей, - говорит Рома. - Но часто бывает, что народу приходит гораздо больше. На «Сирано», например, или на «Дурочку». Тогда мы выносим дополнительные стулья и пуфы, молодежь не стесняется сидеть на ступеньках, кто-то и стоя смотрит.
Рома считает, что прелесть камерного театра состоит в том, что актеры и зрители находятся очень близко друг к другу.
- В камерном театре не соврешь, - объясняет актер. - От первого ряда до сцены – расстояние в полтора метра, зритель видит все эмоции, которые у тебя возникают, видит, как у тебя по щекам слеза бежит.
Небольшая сцена «Комедиантов» безмолвствует в ожидании вечернего показа. Сегодня в 19.00 здесь начнется спектакль «Дачницы».
- Вообще сегодня должны были показывать другой спектакль «Прогулка в Лю-блё», но актриса заболела, поэтому пришлось сделать такую вот замену, - говорит Рома. - Но «Дачницы» - не менее достойный спектакль. У нас вообще замечательный репертуар, зритель любит наш театр, а мы любим нашего зрителя.
Работать в театре очень интересно, даже вахтером.
- Я сюда попала совсем недавно и очень счастлива, - говорит Наталья Васильевна, чей дежурный пост находится по соседству со зрительным залом. - Такая хорошая суета, теплая атмосфера, приятные люди.
Монтер, который был актером, и гример, который будет режиссером
В репетиционной комнате идет читка новой пьесы по рассказам Шукшина. В отсутствии худрука Михаила Левшина ею руководит заслуженный артист России Геннадий Спиреденков.
Зато монтировщики на месте. Один из них, Евгений – в прошлом актер. Работал в разных театрах: в Харьковском 13-м театре, в Белгородском театре кукол, в самарском «Самарте», в саратовском «Теремке», в московском «Театре на Юго-Западе» и в Театре русской антрепризы имени Андрея Миронова в Петербурге.
- Я перешел из актерского цеха в технический в Москве, потому что мне тогда негде было жить, и худрук разрешил мне жить за сценой при условии, что я буду помогать поддерживать театр в хорошем состоянии, - рассказал Женя. - И тогда я понял, что техническая работа приносит мне большее удовольствие. В «Комедиантах» я не только монтер, но и рабочий по зданию, и сотрудник бутафорского цеха. Это очень крутой театр. Здесь потрясающая позитивная атмосфера.
Здесь работает и гримерша Кристина, которая сейчас оканчивает режиссерские курсы и ставит дипломный спектакль, в котором задействованы местные актеры.
- У нас здесь все сотрудники - личности разносторонние, - говорит заведующая литературной частью Борислава или Бася, как ее называют друзья в театре.
Она окончила театроведческий факультет СПб ГАТИ. По сути, занимается пиаром «Комедиантов». Говорит, что в вузе ее этому не учили, все пришлось осваивать в процессе.
- Я выросла в театре, поэтому быть актрисой никогда не хотела, - говорит она. - Хотела пойти учиться на режиссера, но меня не взяли из-за возраста. Тогда подалась в театральные критики, но вскоре поняла, что и это не мое. В общем, сейчас я зав. лит. Работаю с прессой, занимаюсь всей театральной полиграфией, привлекаю зрителей, слежу за внутренними процессами в театре. И мне нравится.
«Театры теперь оказывают услуги населению»
Административная часть театра находится на втором этаже здания. Там OK-inform встретила замдиректора театра «Комедианты» Ольга Михайловцева.
- У нас небольшой коллектив и все друг друга знают, мы не делимся на два лагеря творческих людей и административно-технического персонала, мы одна большая семья, поэтому наш театр - это театр-дом, а наш худрук Михаил Левшин - всем нам отец, - говорит Ольга. - Недавно мы, кстати, возродили замечательную театральную традицию - проведение капустников, и все в них принимают активное участие.
Ольге Анатольевне довелось поработать не только в «Комедиантах». В ее послужном списке есть и Театр балета Бориса Эйфмана, и Интерьерный театр.
В Петербурге почти год не назначают председателя комитета по культуре. Искусство в нашем городе находится в свободном плавании.
- Петербург перестал быть театральной столицей, - считает Ольга Михайловцева. - Зритель не такой активный, как десятки лет назад, да и современные режиссеры в своих поисках новых форм порой заходят так далеко, что людям становятся непонятны и неинтересны. Общий уровень культуры упал. Кроме того, по решению федеральных чиновников, театры теперь оказывают услуги населению... Но мы же не развлекательная структура, мы не шоу-бизнес с бешеными прибылями. Театр, особенно такой небольшой, как у нас, нуждается в господдержке, потому что он не может быть самоокупаемым. А в Петербурге почти год не назначают председателя комитета по культуре. Искусство в нашем городе находится в свободном плавании.
В «Комедиантах» не увидишь катающегося на коньках Онегина или полуголого Гамлета, здесь классический отечественный и зарубежный репертуар.
- Потому что классика актуальна во все времена, - говорит замдиректора театра. - Поэтому две наши последние постановки - «Лес» Островского и «Поминальная молитва» Горина - столь востребованы театралами.
90% театральных людей - шизофреники
Старший администратор Давыд говорит, что основная его работа - это принимать гостей, всем своим видом демонстрируя, что ты рад их видеть, и рассаживать зрителей по местам.
- Принеси-подай, иди на фиг, не мешай - вот функциональные обязанности администратора, - шутит Давыд.
При этом он имеет кандидатскую степень по психологии и параллельно работает в детском реабилитационном центре.
- Попал в театр совершенно случайно, мне предложили, я согласился, - говорит он. - Здесь замечательный коллектив, очень милые люди, с которыми интересно общаться и втихаря ставить им диагнозы. 90% театральных людей - шизофреники в большой или меньшей степени, но я не скажу, что это плохо. А если серьезно, то только здесь, в театре, вспоминаешь, что Петербург - культурная столица. Хотя этот статус у города, я считаю, сохраняется по инерции, ведь люди сейчас, приходя в театр, даже мобильные телефоны не выключают.