Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Фото с памятником как акт вандализма

 Фото: wikimedia.org Фото: wikimedia.org Лето для Музея городской скульптуры - самая напряженная пора. Его сотрудники спасают памятники Петербурга от туристов, которые, сами того не ведая, превращаются в настоящих вандалов

Как рассказали OK-inform в отделе памятников и мемориальных досок Музея городской скульптуры, в ведении которого находятся более 3000 объектов, на сегодняшний день больше всего вредят монументам Петербурга туристы и пользователи соцсетей, готовые ради «лайков» под своими фотографиями забраться хоть на Медного всадника.

В этом году накануне 9 Мая мужчина забрался на постамент памятника Петру I на Сенатской площади, чтобы сфотографироваться, но сорвался вниз головой и погиб от полученных травм на месте

- В этом году накануне 9 Мая произошел трагический случай. Мужчина забрался на постамент памятника Петру I на Сенатской площади, чтобы сфотографироваться, но сорвался вниз головой и погиб от полученных травм на месте. Так что взбираться на памятники - опасно для жизни! А еще это самый настоящий акт вандализма, поскольку после пика туристического сезона городскую скульптуру приходится реставрировать, причем за немалые деньги, - объясняют в отделе памятников и мемориальных досок.

Больше всего в Петербурге от любителей неожиданных кадров страдают угловые скульптуры грифонов на Банковском пешеходном мосту через канал Грибоедова. На втором месте в рейтинге жертв изобретательных фотомоделей - кони Аничкова моста. В музее говорят, что довольно часто люди, забирающиеся с ними фотографироваться, срывают поводья из рук одного из возничих. На третьем месте - скульптуры Александровского сада, на которые ради памятного фото не забираются только ленивые.

- Лет 10 назад грифоны Банковского моста были отреставрированы за 20 млн рублей. Сейчас восстановление стоит намного дороже. И самое обидное, что оно необходимо. Скажем больше, уже месяца через три после той реставрации мы составили первый акт о наличии сколов на красочной поверхности скульптур и частичной утрате позолоты. А все потому, что люди трогают крылья грифонов, покрытые тонким листовым золотом, а многие еще и забираются на скульптуры верхом, желая сфотографироваться в обнимку с мифическими существами. Отсюда следы от обуви и потертости на телах грифонов, а потрепанные любителями позировать перед камерой золотые крылья скоро и вовсе могут отвалиться, - говорят в Музее городской скульптуры.

Реставрацию, которая сейчас требуется грифонам Банковского моста, находящимся под охраной КГИОП, сотрудники музея называют грандиозной. Но самое обидное, что и после нее скульптуру будут «седлать» туристы. Спасением могли бы стать камеры уличного видеонаблюдения, на которые бы фиксировались акты вандализма, регулярно происходящие на Банковском пешеходном мосту.

- Но и с этим есть проблемы. Мы неоднократно обращались в ФИНЭК с просьбой установить на ограде университета видеокамеры, причем, как предполагалось, не за счет учебного заведения, а за счет Комитета по культуре, однако ответа так ни разу не получили, - объясняют в отделе памятников и мемориальных досок Музея городской скульптуры.

Также петербургские памятники страдают по вине экскурсоводов, рассказали OK-inform музейные работники. Речь идет о так называемых счастливых местах, которые надо потереть на скульптуре, чтобы сбылось заветное желание.

- Это исключительно туристическая приманка, - говорят музейщики. - Исторически сложившейся традиции за этими «сеансами потирания» нет. Зато нам из-за суеверий, навязанных экскурсоводами ради увеличения потока туристов, потом приходится восстанавливать памятники, возвращая изваяниям облик, задуманный их авторами. И чтобы запатинировать то место, которое так усердно трут туристы, требуются немалые бюджетные средства. Петербург - это город под открытым небом. И трогать его скульптурные памятники - то же самое, что трогать произведения искусства, выставленные в Эрмитаже. Только тамошние экскурсоводы не придумывают подобных развлечений, зная, насколько великим может быть урон объектам культурного наследия.

По словам сотрудников Музея городской скульптуры, хищения частей памятников для последующей их сдачи в пункты приема цветных металлов сейчас не столь распространены, как в 1990-х и в начале 2000-х. То же самое - с так называемыми политическими вандалами. Сегодня их почти нет, в отличие от постперестроечной эпохи, когда люди заливали краской мемориальные доски и портили памятники, напоминающие им о советском режиме. Зато всегда есть туристы, любители уличной живописи, расклейщики рекламных стикеров и просто городские сумасшедшие.

- Например, в Кронштадте был мужчина, который считал, что установленные там памятники недостаточно красивые. Поэтому он раскрасил надписи на памятнике адмиралу Макарову золотыми буквами. Очень старался, аккуратно так… Пришлось потратить много времени и сил, чтобы очистить памятник от его украшательств, а донести до него, что именно таким монумент задумал скульптор и его не надо украшать, было невозможно, - говорят в отделе памятников и монументальных досок.

Скульптурные памятники, представляющие собой неотъемлемую часть ансамблей Петербурга, к сожалению, сегодня никак не охраняются. По закону, следить, чтобы монументы не страдали от рук вандалов, должны патрульные службы города. Но по факту этого не происходит. Зачастую, как считают в Музее городской скульптуры, для сотрудников полиции снять декоративный элемент с ограды - то же самое, что выкрутить лампочку в подъезде. Поэтому они и не тратят времени на такие пустяковые, по их мнению, злодеяния.

Кроме того, очень трудно найти и наказать виновного в причинении вреда произведениям искусства, поскольку плохо подведена законодательная база. Да и штрафы за порчу памятников у нас незначительные - в районе 2-2,5 тысяч рублей. В Музее городской скульптуры мечтают: вот если бы был прецедент, когда за порчу памятника хулигана наказали крупной суммой или заставили подростка, оставившего свои каракули на постаменте, самостоятельно стереть свои художества с кованого гранита или мрамора, вот тогда бы, быть может, что-то изменилось… Но и это далеко не факт. Уважение к объектам искусства воспитывается годами, а не разовой публичной «поркой». 

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Наталья, домохозяйка, 32 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии