Иван Сапрыкин: «Оружие требует навыков и воспитания»
Система патриотического воспитания в России медленно, но «оживает», придавая новый импульс воспитанию молодежи. Неравнодушные к проблеме ее воспитания люди получают все больше внимания со стороны государства. Так, активно развивает и Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).
О системе воспитания, а главное, о самом процессе воспитания нового поколения, OK-inform поговорил с председателем Местного отделения ДОСААФ по Центральному району Петербурга Иваном Сапрыкиным.
- К каким целям вы стремитесь в своей работе?
- Задачи, которые стоят перед организацией, вполне можно охарактеризовать как государственные - патриотическое воспитание молодежи, подготовка к службе в Вооруженных силах РФ востребованных в них специалистов - водителей, авиаторов.
В состоянии защитить Родину только тот, кто научился защищать маленькую родину - свой дом и семью.
У созданного центра военно-патриотической подготовки задачи сложнее. Мы готовим не специалистов, а людей с хорошей психикой, думающих. Задача - подготовить физически крепкого молодого человека, чтобы он мог принимать самостоятельные и правильные решения. Я не ставлю для себя задачу, чтобы каждый молодой человек обязательно шел служить в армии. В первую очередь он должен вырасти физически крепким, со сформировавшимся мировоззрением. Это пригодится ему в жизни.
Родина - это, в первую очередь, дом и семья. Если говорить об 1/6 части суши, это тоже Родина. Но в состоянии защитить Родину только тот, кто научился защищать маленькую родину - свой дом и семью. Тот, кто готов в любой момент встать под оружие.
Все-таки понятия «страна» и «государство» - разные. Государство ассоциируется с подавлением, а Родина - с местом рождения. Если ты живешь в России, то должен ее любить априори и не уезжать, я считаю, ведь нельзя жить в стране, которую не любишь - это психологически тяжело. Надо либо жить и делать что-то полезное, либо уезжать. Для защиты страны надо знать начальную военную подготовку, основы безопасности жизнедеятельности.
- Разговоры о возрождении НВП в стране идут уже много лет…
- Да, и мы ратуем за возвращение школы начальной военной подготовки. ОБЖ, к сожалению, не показали своей жизнеспособности. Задача ДОСААФ и созданного центра военно-патриотической подготовки - воспитать человека для жизни. Армия - это только год, но жизнь-то продолжается. Хотя служить, наверное, полезно для каждого молодого человека.
- Как, по-вашему, учитывая изменения в стране в последние годы, поменялось ли мировоззрение молодежи?
- Конечно! Я не говорю, что все стали плохими. Изменилась обстановка. У нас на сегодняшний день отсутствует воспитательный процесс, нет программы. История - и та сколько раз переписывалась. Скоро мы не будем знать, с чего начинали, и что происходило со страной.
У нас сейчас идут занятия с молодыми людьми. Например, для учащихся 9-11 классов - как теоретические, так и практические, например, разборка и сборка автомата, стрельбы. Мы показываем им и рассказываем, как надо.
Наши преподаватели, в основном, отставные офицеры. Они много общаются со школьниками. Многие ребята открыто заявляют, что не хотят служить и вообще жить в России. Но это не их беда, а общая, в том числе их родителей.
- Родителей, получается, надо сначала воспитывать?
- Я не знаю родителя, который пожелал бы своему ребенку плохого. Но не все понимают, что если молодой человек вырос не мужчиной, он и в жизни-то ничего не сможет добиться. Дом растет, когда есть хороший фундамент, и не важно, сколько в нем этажей. То же самое и с людьми.
Дом растет, когда есть хороший фундамент, и не важно, сколько в нем этажей. То же самое и с людьми.
Надо работать и с родителями, менять их психологию. Надо показать, чем мы можем помочь по части воспитания. Родители должны жить успехами детей. Не дело, когда подросток не знает, что ему предпринять, куда пойти учиться, и родители ему дают готовый ответ. Надо растить детей, которые способны самостоятельно принимать решения.
- Вы упомянули о работе со старшеклассниками. Не поздно ли начинать воспитание в 15-16 лет?
- Поздно. Надо начинать с самого рождения. Первый воспитатель - родитель, он закладывает фундамент, а уже потом идет улица, школа и общественные организации. В 15-16 лет ребенок или подросток либо потерян и вырос негодяем, либо - по каким-то причинам - вырос хорошим человеком. Перевоспитывать сложно, но нет ничего невозможного. Но лучше все-таки начинать с детства.
У нас были ситуации, когда школьный хулиган брал в руки винтовку и вел себя намного лучше, чем другие девчонки и мальчишки. Это и есть воспитание.
- Оружие дисциплинирует?
- Оружием должен владеть настоящий мужчина. Человек, который в состоянии защитить себя, дом, родину, должен уметь стрелять. Но не в людей! Мы, наоборот, говорим: стрелять следует в случае крайней необходимости.
- Какими методами можно воспитать современную молодежь? Нужен ли особый подход?
- По принципу «один раз пряник, два раза - кнут». Должны быть жесткие меры, в том числе воспитательные. При многообразии подходов, когда каждая сторона процесса воспитания имеет свою точку зрения, человек может потеряться. Есть люди, которых перевоспитать невозможно. Как ни грустно, эта категория тоже должна быть. Но каждому надо давать шанс.
Я считаю, воспитанием должны заниматься люди, которые хотят, чтобы «завтра было лучше, чем вчера». Неравнодушные, у которых не стоит зарплата на первом месте. Этот рутинный труд приносит удовлетворение. Даже если из 10 детей 1-2 вырастут хорошими, будем считать, мы принесли пользу.
- Человек с оружием в руках априори представляет опасность для общества…
- Говорят, мол, полиция не работает! Но к каждому человеку полицейского не приставишь, да и сократилось их количество после переаттестации.
- А не чревато ли общественной организации перенимать на себя функции правоохранительного института?
- Проблема в том, что у нас не определено понятие «самооборона». Человек, вставший на защиту другого, может столкнуться с претензиями, но если ничего не делать, мы будем жить по принципу «на дороге не поможем, а в войне победим». Например, будут избивать человека на улице, а мы подумаем «что мне за это будет» и «возбудят ли дело в отношении меня»?
Будут избивать человека на улице, а мы подумаем «что мне за это будет» и «возбудят ли дело в отношении меня»?
Над понятием «самооборона» надо работать законодателям. Законодательная база в этом плане сырая и не очень понятная. Но так было всегда, когда речь шла о восстановлении справедливости.
Но в то же время можно долго ждать, когда законодатель поменяет позицию и уточнит понятия «самооборона» и «нападение». Когда будет больше участия, об этом будут говорить и разбирать конкретные случаи, законодатели будут вынуждены трактовать закон в правильном направлении.
Должны быть предусмотрены все меры самообороны. Физически крепкий человек вправе защитить себя сам, не надо звать полицию.
- Недавняя судебная практика говорит об обратном.
- Надо создавать прецеденты, показывать, что верна позиция - защитить другого, более слабого.
Было множество ситуаций, когда в отношении человека, применившего самооборону, возбуждалось уголовное дело, а потом оно отменялось, то есть к позиции общества власти прислушивались.
Все идет к тому, чтобы человек знал юридические основы - правомерность и правильность применения оружия, поведение при его применении. Это практика может применяться в тех же судах.
- Многим этим навыкам в Местном отделении ДОСААФ по Центральному району, как мне известно, обучают.
- В центре обучают безопасному обращению с оружием, здесь даются теоретические и практические знания - медицинская, правовая, техническая стороны. Учить безопасному обращению с оружием необходимо.
В последние годы вышло много оружия, в том числе травматического. Но людям не разъяснили, что оружие грозное, и оно убивает. Многие считают травматику безопасной. Думают, что резиновые пули могут только синяки оставить. При неправильном обращении травматическое оружие может быть столь же опасным, как боевое.
Вспомните, как происходило в середине 90-х. Сертификации оружия не было. Условно говоря, человек выстрелил, ушел и забыл.
Если выбирать между травматическим и короткоствольным оружием, я за отмену травматического. Лучше выдать боевое короткоствольное, ведь оно «отстреляно», найти его хозяина - дело нескольких часов.
При распространении травматического оружия, считаю, нарушен основной принцип неотвратимости наказания. Если каждый понимал бы меру ответственности вне зависимости от наличия денег и знакомых, 85% инцидентов, происходящих на дороге или в ресторанах после употребления алкоголя, не было бы. Я не говорю о категории людей, которым все равно, где стрелять. Но представление о неотвратимости наказания действовало бы отрезвляюще.
- Чего не хватает для усовершенствования законодательства в «оружейной» сфере? Политической воли?
- В какой-то степени да. Но, наверное, наш российский народ привык: как скажет старший, так и будет. Пока, к сожалению, ничего на этот счет «старшие» не говорят.
В этой ситуации должно сработать чувство самосохранения. Думаю, к решающей черте мы уже подошли. Какие-то движения в обществе на этот счет происходят. Жаль, что если это только конъюнктура.
Пусть каждый обезопасит себя. Какими методами, спросите вы? Нанять армию телохранителей? Дорого и неэффективно. Лучше, я считаю, воспитывать детей. Чтобы они знали, что деньги зарабатываются, а не поднимаются с земли. Человек зачастую не думает, что будет завтра, а стоило бы.