Скульптуры как связь эпох
В рамках экспозиции представлены около 80 произведений мастера, большая часть которых принадлежит московскому коллекционеру и меценату Алексею Егорову. Экспозицию дополняют рисунки (преимущественно эскизы Либериха к полковым подаркам) из собрания московского коллекционера Константина Журомского.
Посетители могу видеть несколько уникальных произведений, которые ранее не экспонировались — из Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи; считавшуюся утраченной скульптурную подставку для золотой медали из коллекции Петербургского аграрного университета и скульптурную композицию, поднесенную Александру Второму по случаю 50-летия со дня зачисления его в Лейбгвардии Кавалергардский полк, из собрания Русского музея.
Николай Либерих (1828 – 1883) известен своими небольшими статуэтками и группами, изображавшими преимущественно охотничьи и военные сцены, с ним связана целая эпоха в истории отечественной бронзовой пластики. Отставной полковник императорской гвардии, Либерих был удостоен за свои скульптурные композиции звания академика Императорской Академии художеств. Произведения отмечены на Всемирных выставках в Лондоне и в Париже.
- Он — скульптор своего времени, - говорит журналист, коллекционер и антиквар Константин Журомский.
Даже в крупных музейных собраниях творчество скульптора-анималиста представлено единичными экспонатами. Именно поэтому обширную коллекцию его произведений, принадлежащую московскому собирателю Алексею Егорову, можно вполне назвать уникальной.
Представленные произведения позволяют проследить весь творческий путь художника, начиная с лучших работ раннего периода — «Доезжачий с гончими», «Струнка волка», «Стремянный с борзыми», за которые в 1861 году Императорская Академия Художеств присвоила мастеру звание академика «по скульптуре животных». Коллекционеру удалось найти почти все предметы «Охотничьего письменного прибора», а также большую часть работ из цикла, посвященного охоте на медведей Александра Второго.
Последним приобретением стала считавшаяся утраченной композиция «Вакханка со львом» (1860) — фрагмент композиции «Вакханалия», которую Либерих так и не завершил, теперь эта работа находится в коллекции Алексея Егорова. До недавнего времени скульптура считалась утраченной и является очень редким памятником отечественной скульптуры.
Алексей Егоров на открытии выставки поблагодарил Михайловский замок — филиал Русского музея — за возможность экспонировать работы скульптора-анималиста. Меценат собирал их более 15 лет.
- Либерих — художник, совместивший русские традиции с французскими, западно-европейскими, - говорит он, но в то же время говорит о мастере как о великом русском художнике.
В коллекции Алексея Егорова около 60 работ мастера.
В Петербурге в столь значительной коллекции Либерих выставляется впервые, до этого подобная выставка проводилась в Москве, в прошлом году.
Символично, что экспозиция открыта в Михайловском замке — в помещении, где когда-то размещалось Николаевское училище для военных, отметил Константин Журомский. Сам Либерих, будучи некоторое время военным, еще долгое время скучал по службе, сохранив армейский дух.
Принадлежащие Журомскому рисунки Либериха знакомят с наименее изученным разделом творчества автора — полковыми подарками, многие из которых утрачены или известны по журнальным публикациям. Графические листы из семейного альбома рассказывают о частной жизни скульптора. Серия «Рыбаки» напоминает о серьезном многолетнем увлечении Либериха, который был не только профессиональным рыболовом, но и автором научных трудов по разведению рыбы. Свои работы по ихтиологии Либерих сам и иллюстрировал
Возможность увидеть работы мастера петербуржцы предоставило ОАО «Северсталь». Предприятие, отмечая 20-летие и ведя 10-летнюю благотворительную деятельность, подарило встречу с творчеством Либериха в год 115-летия Русского музея. Людям надо дарить не только опору и веру в завтрашний день, но и прекрасное - наследие прошлого, без которого невозможно представить связь времен.