Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +16 погода в Петербурге
Доллар 66.26
Евро 73.5
Юань 9.38

Семейный портрет в интерьере эпохи

 Фото: Наталья Шкуренок/OK-inform Фото: Наталья Шкуренок/OK-inform В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Портрет семьи», в которой приняли участие петербургские семьи

Более 200 произведений живописи, графики, скульптуры из собрания музея дополняют фотографии, медиаинсталляции, созданные на основе семейных фото- и видеоматериалов, присланных в Русский музей петербуржцами.

Мода на семейный портрет возникла в России, как и многие другие европейские традиции, в эпоху Петра Первого. В результате петровских реформ в стране появилось то, что в Европе уже интенсивно развивалось, - публичная жизнь, публичное пространство, в котором должна была искать себе место и каждая семья, стремившаяся занять определенную ступень в обществе. Главное, что в петровское время началось мощное развитие светского искусства. А обучение рисованию, живописи, скульптуре стало таким же важным занятием, как и обучение военному делу, обрабатыванию земли или любому рабочему ремеслу.

В первой половине XVIII века в России появились и свои, отечественные, светские художники. Их кисти и принадлежат многие выдающиеся работы в жанре семейного портрета этого периода, с которых начинается и выставка в Русском музее - картины Аргунова, Рокотова, Боровиковского встречают посетителей при входе в залы.

По словам Евгении Петровой, заместителя директора по научной работе Государственного Русского музея, смысл выставки постепенно открывался и для самих сотрудников, создававших временную экспозицию. В процессе работы над ней искусствоведам, музейщикам удалось раскрыть и представить зрителю не только выдающиеся по своим художественным достоинствам работы, но и показать смену эпох, нравов, социальные перемены, происходившие в российских семьях на протяжении трех последних веков.

В XVIII веке, например, были распространены не парные, а раздельные семейные портреты - муж отдельно, жена отдельно. Это, по мнению искусствоведов и социологов, связано в первую очередь с тем, что отношения между супругами и в целом в семье были более официальными. Из произведений литературы, из частной переписки того времени известно, что, как правило, муж и жена обращались к друг другу по имени-отчеству и на «вы», на «вы» обращались к своим родителям и дети. Привязанность, теплые чувства к близким не принято было демонстрировать. Да и сами семьи нередко складывались не по зову души, а по меркантильным соображениям выгоды или сословных связей. Что не сильно способствовало развитию между людьми душевной близости и теплоты, которые заменялись в первую очередь понятием долга.

В конце XVIII - начале XIX века, в эпоху расцвета романтизма, когда чувства превалировали над рассудочностью, в соответствии с канонами этого сентиментального периода меняются и нравы, и представления о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, между мужем и женой. Поэтому в XIX веке широко распространяется семейный групповой портрет, жанровые зарисовки из семейного быта супружеских пар мелких, обедневших дворян, разночинцев.

- Эта выставка очень многое, кроме самой портретности, дает для понимания быта, нравов, - говорит Евгения Петрова. - Интересно проследить не только, как выглядели супружеские пары, какие отношения складывались между людьми, но и какая мебель была в домах, посуда, какие интерьеры, даже какие кошки жили в доме! Семьи тогда были большими, люди любили собираться и вместе проводить время за играми, музицированием. Об этом и рассказывают портретные работы того времени.

Во второй половине XIX века с окончанием многовекового рабства крестьян обострились многие социальные противоречия, межличностные отношения (мы особенно хорошо знаем это по романам Достоевского). В работах живописцев это прекрасно отражено: на полотнах Маковского, Рябушкина, Максимова, Журавлева можно увидеть и раздел семейного имущества, и мужа, поднявшего руку на жену и детей, и супруга, пропившего все семейные деньги.

В XX веке, особенно после 1917 года, в семейном укладе советской «ячейки общества» произошли кардинальные перемены. Теперь семья не частная территория - а общественная. После отмены обязательной церковной регистрации браков семья, согласно официальной идеологии, стала считаться пережитком тяжелого капиталистического прошлого. Видимо, именно поэтому метаморфозы семейной жизни новой формации не представлены в живописи того периода широко. Хотя на картине «Жена» (1929 год) кисти Серафимы Рянгиной запечатлен момент, когда в город к мужу, уехавшему туда на учебу, приезжает оставленная им в деревне жена: она застает супруга с новой «подругой» и между ними разыгрывается драматическая сцена. «Типовые» семейные портреты начала 30-х годов XX века представлены в работах Ермолаева.

Активное обращение к жанру семейного портрета происходит в российском искусстве уже в 70-80-е годы прошлого века: многие работы этого периода - это автопортреты, портреты друзей-художников. А выполненная специально для выставки в Русском музее композиция «Алтарь семейных ценностей» творческой группы «Колдовские художники» в веселой, сатирической манере представляет «перекосы» и трансформации семейной жизни россиян последних десятилетий.

Особенностью именно этой выставки Русского музея стало активное участие в ней петербуржцев. В процессе ее подготовки музей обратился через Интернет к горожанам с просьбой прислать семейные фотографии, домашнее видео. На предложение музея откликнулись сотни петербуржцев, музей получил от них более 200 работ. В результате в одном из залов можно увидеть обширную экспозицию - фотоколлаж и видео в режиме нон-стоп с рассказами о петербургских семьях. 

- Нам кажется, очень важно сохранить и показать зрителям  этот уходящий жанр - семейную фотосъемку, семейные видео, - считает Евгения Петрова. - Это акция, сближающая прошлое и современность, это наша общая история, которую нужно хранить. На открытие выставки мы всем ее участникам послали приглашения.

А у входа в Корпус Бенуа все желающие могут сфотографироваться в виде семейной пары, просто выглянув через прорез в фанерном макете. И хоть на минуту почувствовать себя членом большой петербургской семьи.

Выставка открыта до конца сентября.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Вероника, продавец-консультант, 29 лет Сколько стоит образование?
Комментарии
Яндекс.Метрика