Потребительская корзина в Европе – индикатор нормального уровня жизни

потребительская корзина +в россии 2013 Фото: Александр Вильф РИА Новости потребительская корзина +в россии 2013
Потребительская корзина в России – показатель непроходимой бедности

Понятие потребительской корзины в России не такое, как, скажем, в Европе. У нас чиновники сами придумывают состав корзины и рассчитывают ее стоимость, на основании чего и определяют черту бедности, за которой стоят малоимущие граждане – люди, чей доход ниже прожиточного минимума, эквивалентного месячной стоимости потребительской корзины.

Во Франции, к примеру, потребительская корзина с ее широким составом (более 500 наименований продовольственных товаров, промтоваров и услуг) служит для определения индекса потребительских цен и инфляции, в зависимости от которых корректируется минимальный размер оплаты труда. В начале 2013 года французский МРОТ, если пересчитать на рубли, составлял 57 695, а в России – 5205 рублей.

При этом прожиточный минимум у французов – это доход, составляющий менее 50% от средней заработной платы по стране. С таким подходом, как во Франции, нашим чиновникам пришлось бы признать, что почти все население страны, за небольшим исключением, живет на пороге бедности.

Если сравнивать отечественную потребительскую корзину с европейскими, то мы можем сделать следующий печальный вывод: на Западе состав потребительской корзины – это показатель нормального уровня жизни, который, к слову, у них ежегодно меняется, а в России люди, потребляющие только то, что лежит в утвержденной чиновниками корзине, действительно бедные и их уровень жизни нормальным назвать нельзя не только по западным меркам, но и по российским. В нашей потребительской корзине даже расходы на мобильную связь и интернет не предусмотрены… Видимо, законодатели решили, что бедняки не пользуются подобными благами цивилизации.

Примечательно, что с 2013 года правительство России решило, что главная часть потребительской корзины для россиян – это продовольствие, а расходы на различные непродовольственные товары и услуги зависят от цен на продукты. Россиянин, находящийся на грани бедности, по мнению наших властей, должен тратить половину своих доходов на питание, 25% – на промтовары и 25% – на услуги. А на Западе питание – это не основная потребность населения, помимо нее у европейцев есть и другие нужды, и все они учитываются в потребительской корзине. Например, культура и отдых – это не только билеты в кино и театр, это еще и расходы на книги и периодику, посещение спортивных мероприятий, абонементы в бассейны и фитнес-клубы… Не забывают и о проявке фотопленки, покупке компьютерных игр и DVD… Про оплату услуг связи можно и не упоминать, и так понятно, что эти расходы учитываются.

Англичане, к примеру, постоянно вносят в свою потребительскую корзину предметы, служащие для ремонта дома, расходы на услуги садовника и автомеханика. А французы – походы в рестораны и салоны красоты. Кстати, презервативы есть во всех потребительских корзинах европейских стран…

А в Германии за составом потребительской корзины строго следит государственное статистическое ведомство. Оно вносит свои поправки в корзину, постоянно изучая, сколько и на что тратят деньги немцы разных социальных групп. Деление населения на категории в Германии не такое узкое, как в России. У нас делаются расчеты прожиточного минимума на детей, пенсионеров и трудоспособных граждан. А в Германии, помимо этого, на многодетные семьи, матерей-одиночек и т.д.

Юрген Клумский, начальник отдела статистики цен Федерального статистического ведомства, говорит, что немецкая потребительская корзина включает в себя около 750 товаров и услуг из различных сфер жизни, и на ее содержимое влияют достижения научно-технического прогресса. А когда же прогресс дойдет до нас?

Материалы по теме
Там, где парковки не растут Фоторепортаж Дениса Тарасова
Комментарии
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама