Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 94.09
Евро 100.53
Юань 1.3

Песни с перекликанием

 Фото: Винницкий центр Фото: Винницкий центр Человек может любить путешествовать по миру, но он должен знать и о собственных истоках - истории народа, к которому принадлежит. Такого мнения придерживается директор Вепсского центра в селе Винницы Подпорожского района Ленинградской области Надежда Ковальская, почитающая за истинное богатство родной язык, старинные ремесла и заветные праздники

Заветные праздники

Со времен «погоста у Вьюнице» (впервые упоминается в приписке к Уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича, выданной в 1137 году) сохранились в этих краях  праздники. Причем в каждой деревне есть свой, заветный, а деревень много. Время для гуляний, как правило, летнее. На июль приходятся два больших торжества: 9 числа - день празднования Тихвинской иконы Божией Матери и 28-го - Владимирской иконы Божией Матери. На первый праздник гости едут в деревню Озеро, на второй - в деревню Ладва. Традиционно в каждом доме посиделки. Отмечается 2 августа и Ильин день.

Но Надежда захотела рассказать о знакомом ей с детства Немжинском празднике: «В середине июля крестным ходом народ идет на Белое озеро, в водах которого традиционно происходит омовение иконы и все купаются. Считается, что после такого купания год не будешь болеть. Помню, меня еще бабушки туда приводили и купались в длинных холщовых сорочках. Я смотрела, и было немного страшно: озеро-то очень глубокое!»

Крестный ход и купание по сей день происходят так же, только теперь к озеру многие съезжаются на автомобилях, администрация установила специальные сходни и обустроила берега. Икона хранится в одном из домов - это семейная реликвия. Однажды дети живущих там стариков хотели ее в Новгород увезти, но не решились.

«Вепсские праздники отличаются от всех других. Ни один из них ни разу не повторился - стараемся „изобретать“ новые. Например, запомнился людям веселый праздник вепсского петуха (в наших краях символ жизни - петух, а у карельских вепсов - курица). Мы в каждой деревне выбирали самого лучшего мужчину, причем были среди избранников люди разного возраста - от четырех лет до шестидесяти. Наряжали их ярко, празднично. Они были в центре фестивальных событий», - рассказывает директор Вепсского центра.

А еще в числе гуляний пару лет назад в этих краях был праздник вепсской калитки. Сытная и не вредная основа калитки - ржаная мука, из традиционных блюд - пшенные сканцы. К слову, единственное сладкое блюдо в вепсской кухне - пироги, которые издавна принято ставить как на поминальный стол, так и на свадебный.

Чем толще женщина - тем краше

Праздник вепсской калитки, по сути, кулинарное состязание. В каждой деревне выбирали самую красивую женщину, а в вепсских деревнях издавна считалось: чем толще женщина - тем она краше. В печке хозяйки пекли калитки. Каждая деревня представляла на конкурс лучшее блюдо. Проводился, как теперь говорят, мастер-класс по выпеканию калиток. Работали большие торговые ряды - предлагали ягоды, грибы, свежую рыбу. Действовал аукцион: разыгрывали соленья, грибы, тканые дорожки, грабли и даже хомут. Каждая деревня к празднику варила свое пиво - здесь оно называется «олудь».

Народу на праздники собирается множество. Приезжают гости из Карелии, из других районов Ленобласти, из Новгорода, Санкт-Петербурга - иной раз больше пяти тысяч человек.

Невозможны воспоминания о прошлом и рассказы о винницких реликвиях без упоминания о библиотеке, которой больше 100 лет. Читальня открылась в 1908-м на совместные средства Олонецкого и Лодейнопольского земств. Много сделал для библиотеки и купец, лесопромышленник Корнышев. Первой заведующей была дочь местного священника Ольга Павловна Стручкова. Библиотечный фонд тогда составлял не больше 1500 экземпляров. В основном книги имели религиозно-нравственное содержание. Это была первая бесплатная народная библиотека в этих краях. Сейчас библиотечное книгохранилище содержит 15 900 экземпляров и 26 наименований газет и журналов.

Замечательный был человек и этот самый купец Корнышев. У него имелся лесопильный завод при устье Ояти. Он продавал круглый лес, тес, планку и брус. А в Пидьме держал мукомольный завод. Отправлял продукцию и в Санкт-Петербург, и за границу. Была у него шикарная усадьба, торговая лавка, склады, принадлежала ему в те времена и пристань. В Англии он заказал десяток буксирных пароходов и ласково именовал их, например, «Марфа», «Лесник».

Проблемы: сохранение языка и дороги

Коренных жителей в Винницах насчитывается всего 3597 человек. При большой территории наблюдается низкая плотность населения. Расстояния от деревни до деревни немаленькие - до 80 км. Дорог много, и они, к сожалению, в плохом состоянии. Но несомненное преимущество здешних мест - леса, озера и чистый воздух.

А помимо плохих дорог из актуальных проблем - сохранение языка. В Доме культуры действуют бесплатные курсы, и в школе вепсский язык изучается, правда, факультативно. В Вепсском центре Надежда Ковальская организовала кукольный театр, где спектакли проводятся на коренном языке. Есть большая фильмотека - больше 15 кинолент – посвященная этим местам и вепсским традициям. Постоянно обновляется репертуар детского фольклорного ансамбля «Чомашти» («Хорошки»). Но самое главное, есть бабушки, которые понимают важность языковой преемственности. Да и, честно говоря, знание вепсского языка дает преимущества детям при поступлении по грантам в университет города Тарту в Эстонии и в финские вузы.

А еще бабушки помнят и способны передать секреты старинного ремесла - ткачества. Более 25 лет народному ансамблю «Армас» (в переводе – «Любимый»). Не раз он участвовал в международных фестивалях и выставках-ярмарках вместе с представителями коренных народов, в том числе Камчатки, Чукотки, Сахалина, Ямало-Ненецкого автономного округа. Северяне привозят великолепную пушнину, сокровища Севера - алмазы, а винницкие ткачихи - свои искусные изделия.

«Мы стараемся поддерживать традиции декоративно-прикладного искусства. У нас в студии ежедневно собираются 9-10 человек - дети разного возраста - кстати, много мальчишек. Всем запомнилась последняя выставка оберегов в художественной школе Подпорожья. С удовольствием вспоминаю, как в этом году к нам приезжали представители туристических фирм. Организовывали разные мастер-классы, в том числе по оятской кадрили», - рассказывает Надежда Ковальская.

Самые-самые сказки

Песни у вепсского народа длинные, часто грустные, протяжные. Есть задорные частушки, веселые лесные припевки с перекликанием. Сказки, напротив, страшные и обычно с плохим концом. Хотя все равно на вепсском протяжном языке звучат красиво.

«Если бы мне предложили прочесть „самую-самую“ сказку ребенку перед сном, я бы задумалась, - говорит Надежда. - Вепсский - красивый, протяжный язык. Вот, скажем, присказка для детей. „Кисонька, куда пошла? - К морю. - Что поймала? - Рябчика. - Куда положила? - На столбик. - Кто взял? - Кошка. - Кошку выгоним веником, собаку - палкой, корову - листочком. Бык полез на елку в глиняных сапогах, в каменных рукавицах. Оникий услышал, Мягикий увидел, сына женил, дочь замуж выдал, сам побежал на берег речки уху пить, рыбу есть!“».

Приходится признать, центральный герой вепсских сказок, что удивительно, не вепс. Самый главный персонаж - цыган. Он добрый, умный, сметливый. Видимо, потому, что в деревнях, весьма отдаленных друг от друга многими километрами, практически не было в старину новостей. Их привозили таборные цыгане.

Хороших людей в этих местах, к счастью, много. Как-то работники Вепсского центра инициировали и провели устный опрос, в результате которого выяснили, что 80% населения имеет вепсские корни, а владеющих языком - немного. Но есть семьи, которые свято хранят язык и традиции.

Святое для здешних людей - Вепсский лес. И вместе с тем, признает Надежда Ковальская, «это боль, потому что леса вырубаются. Лес - кормилец, дарит клюкву, грибы, озера - рыбу. Детей с первых дней жизни учим: нельзя ломать дерево - лесной хозяин может рассердиться. Если ребенок понял это, никогда не сделает ничего плохого - причем не только лесу. И такое понимание важно сохранить и передавать дальше, от поколения к поколению».

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Денис, фотограф, 39 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии