Нам не хватает человеческих историй
В Петербурге в разгаре съемки фильма «Трек» по сценарию Сергея Снежкина. Декорации придумывать не надо - все снимается на фоне настоящего Петербурга: на улицах, каналах, площадях, под гуденье машин и звон колоколов Никольской церкви.
Режиссер фильма - Илья Северов. Это первая полнометражная картина молодого режиссера. Илья понимает ответственностью работы. И накануне Дня российского кино, который отмечается 27 августа, охотно рассказывает, как все начиналось.
- Илья, насколько я знаю, заявлена мелодрама. Но тогда почему такое название - «Трек»?
- Потому что главный герой - бывший спортсмен, теперь он тренер по велоспорту. У нас есть, конечно, спортивные эпизоды, но главное - это история жизни семьи, с которой происходят различные перипетии. Главные герои - муж, жена и их сын. Мужа играет популярный актер кино и театра Константин Юшкевич, его жену - известная петербургская актриса Наталья Суркова, а сына - Вячеслав Коробицын, выпускник Санкт-Петербургской театральной академии, мастерской Вениамина Фильштинского.
- Мелодрамы часто бывают похожи. Здесь присутствует какая-то изюминка?
- Главное - история чувств, история их угасания. Вот живут муж и жена долгое время вместе и не замечают, как меняется жизнь вокруг, как меняются они сами. Почему он и она поменялись вдруг ролями? Главный герой, Сергей, уходит из семьи и пытается начать новую жизнь. У нас недлинная история, все вмещается в три дня. Изюминка в том, что мы говорим об очень серьезных вещах, о семейных проблемах с трогательной интонацией, ироничностью, юмором.
- Почему вы решили взять такую тему? Вы еще так молоды, знаю, что женаты, но вряд ли успели испытать подобного рода разочарования?
- Прежде всего сыграл роль безошибочный сценарий, написанный Сергеем Снежкиным. Я уже потом подключился в доработке. Мы со Снежкиным знакомы года четыре. Произошло так: киностудия «Бармалей» запускала детские фильмы, и Сергей Олегович искал режиссера для своей компании. Мы встретились, друг другу понравились чисто по-человечески. Но, к сожалению, проект не состоялся - не прошел в Минкульте. Потом не утвердили проект про казаков, куда Снежкин меня решил запустить как дебютанта. Так мы постоянно пересекались, пересекались. И с третьего раза - получилось! Начала возрождаться киностудия «Ленфильм», и Снежкин меня опять нашел. Не только он, но и сотрудники киностудии поверили в меня и решили дать «зеленый свет». Долго искали сценарий. У меня было уже несколько готовых, но, к сожалению, они не понравились. В течение трех месяцев я прочитал порядка 70 сценариев. Ничего не подходило! Мы были в отчаянии, в панике, но в конце концов Снежкин вспомнил, что у него есть собственный давний сценарий, нереализованный. Там были какие-то вещи чуть устаревшие, которые легко устранились, дописались, но главное - эта история попала в душу. Было понятно, что это добротный материал для кино. История о любви, о чувствах, и упор там должен был быть на игру, на драматургию, что можно сделать, не используя гигантского количества средств.
- Каков же бюджет картины?
- Стоимость ее 1, 3 млн долларов. 30 процентов выделил «Ленфильм» и 70 процентов - это поддержка Министерства культуры.
- Сложно было пройти питчинг?
- Очень. Изначально было представлено в Минкульт около 130 проектов. Пригласили 25 или 30. Мы жутко волновались. На питчинге всегда присутствует министр Владимир Мединский. Но - проект утвердили! Это случилось в июле прошлого года. Так как у нас летняя натура, а пока все процедуры были пройдены, наступила осень, съемки пришлось сдвинуть на нынешнее лето. Мы должны уместиться в 21 съемочный день. У нас прекрасный опытнейший оператор, гордость «Ленфильма» - Сергей Валентинович Астахов. Все идет гладко и без срывов.
- Как подбирали актеров?
- Никаких конкретных установок не было. Главное - собрать состав, соответствующий драматургии. Мы объявили кастинг - с главной героиней все определилось сразу. А с главным героем - ну человек 25 прошло:все не то! Несколько раз мне предлагали Константина Юшкевича, московского актера, очень много снимающегося в сериалах, но в то же время хорошо владеющего театральной школой (он учился у Марка Захарова). Почему я сомневался, до сих пор не пойму. Когда наконец Юшкевич появился на пробах, все сомнения отпали сразу! У него такой мягкий юмор - то, что надо!
Еще сложнее было с подбором артиста на роль его друга - Геннадия. Мне настоятельно рекомендовали Юрия Гальцева. Я видел, я знаю, что это бесподобный пародист, умеющий мгновенно перевоплощаться, но эти ли качества тут главные? Нельзя же фильм превращать в клоунаду. А потом я стал рассуждать, что, может быть, хватит мыслить шаблонно? Как случилось с Юрием Никулиным? Клоун, циркач вдруг совершенно по-иному открылся в картине «Двадцать дней без войны». Помимо того, что Никулин прекрасно играл, его прежнее амплуа неожиданно усиливало образ. То же самое произошло и с Гальцевым. Он раскрылся неожиданным образом, с такими тонкими нюансами драматическими… Когда увидели его кинопробы, худсовет во главе со Светланой Кармалитой единогласно одобрил наш выбор.
- И все оправдалось в процессе съемок?
- Еще как! Гальцев с таким энтузиазмом взялся за роль. Он все хочет делать сам, без помощников, без трюкачей. И это здорово. Мне кажется, мы с этой картиной попадем в десятку. На отечественном экране очень не хватает человеческих историй, поданных не ходульно, не трафаретно, и в которых зрители могут узнать свою собственную судьбу, свои нерешенные вопросы и возможно, найти для себя какой-то ответ.
Во время съемок «Трека» в перерыве между сценами удалось пообщаться и с Константином Юшкевичем.
- Константин, не смутило то, что вам было предложено сниматься у дебютанта? Что стояло за вашим решением работать в этой картине?
- То, что у Ильи это дебютный полный метр, меня не смутило. Молодой режиссер уже ярко заявил о себе в короткометражных картинах. Согласился сниматься, потому что прежде всего мне очень понравился сценарий, который написал Сергей Снежкин. Главный герой - бывший спортсмен-велогонщик, а ныне тренер, у него в смысле спортивной карьеры все уже позади. Но речь вовсе не о спортивных победах и поражениях. Трек - это сама жизнь. Мой герой подошел к тому рубежу, когда он должен остановиться, перетряхнуть все прежние представления о том, что такое счастье, семья, цель в жизни. Осталась ли в его сердце любовь? И как он хочет прожить оставшиеся годы? Это очень сложный психологический рубеж, с которым сталкивается практически каждый мужчина среднего возраста. У Сергея жена, сын. Но он понимает, что за годы своей гонки по велосипедному треку он явно что-то растерял в личной жизни, неверно распределил приоритеты.
- Как вам работается с Юрием Гальцевым?
- Прекрасно. Оказалось, что в нем сочетается и пародийный актер, и очень глубокий драматический артист. Он потрясающе работоспособный, он неутомим на площадке. С ним легко и азартно. Такие люди мне нравятся.
- Вам близка эта история, есть ли переклички с собственными жизненными коллизиями?
- Мы с моим героем одного возраста, оба выросли в Советском Союзе, оба занимались спортом (я, правда, стендовой стрельбой). На уровне размышлений, каких-то ощущений история близка. Но по ситуации - нет, я, к счастью, не оказывался в подобном тупике. У меня отличная семья, две дочки. Жена Ольга тоже актриса. Работает в «Москонцерте». Нам, слава богу, удается сохранять гармонию в отношениях. И так на протяжении 16 лет. Думаю, мы можем причислить себя к категории счастливых людей.
- Неужели это единственный брак в вашей жизни?
- Вы удивитесь: да! Конечно, случаются обиды, непонимание. Я вот с трудом критику воспринимал раньше. Жена могла честно и прямо высказать все, что думает о моей работе в кино или в театре. Я обижался. А самое главное - понимал, что ведь права! Сегодня Ольга все меньше имеет претензий ко мне как к актеру, и моя самооценка возрастает. А еще, я думаю, нас спасают на протяжении всей нашей совместной жизни юмор, ирония, самоирония.
- Вы хотели быть военным?
- Да, я мечтал о военном училище, десантником хотел стать. В армии, правда, послужил.
- Почему же стали актером?
- Наверное, это случайно вышло. Я в старших классах ходил в театральный кружок в Свердловске, в своем родном городе. А пошел туда, потому что руководил кружком отец моего одноклассника - ведущий актер Свердловской драмы. Он-то мне и сказал, что у меня есть актерские способности. Спасибо ему. Я никогда не пожалел о своем выборе.
- Считается, что актерская профессия - зависимая, подневольная...
- Я от этой зависимости ушел. Я провел около десяти лет в Ленкоме рядом с Марком Захаровым. Отличная школа! Однако в определенный момент ты чувствуешь, что репертуарный театр с его дисциплиной, расписанием спектаклей, вводом на чужие роли тебя сковывает, тормозит твое движение. Я давно заметил в себе такое качество: никто не может меня заставить делать то, чего я не хочу. В 2003 году я принял решение уйти из театра, хотя очень люблю Ленком. Но перспектив для себя я там не видел. И, когда ушел, почувствовал, что для меня будто открылись шлюзы. Оказывается, это очень важно - свободно принимать собственные решения: в каких спектаклях репетировать, в каком кино сниматься.
- Вы сегодня гораздо меньше играете в театре?
- Меньше, на разных площадках, но с большим удовольствием. Я смотрю, насколько мне интересна пьеса, режиссер, и тогда даю согласие. Театр - это то, что держит тебя в профессии. Иногда из театральных постановок рождается кинофильм. Так было со спектаклем «Упражнения в прекрасном». И это были, конечно, разные способы существования - на сцене и на съемочной площадке, но мне было везде интересно работать.
- Вы снялись в огромном количестве сериалов. Для вас это проходная или основная работа? Считаете ли вы, что сериалы способствуют росту профессионализма?
- Думаю, что качественные сериалы, конечно же, способствуют. Я много посмотрел американских, британских сериалов. Это высококлассное кино с сильной игрой актеров, прекрасной режиссерской и операторской работой. На Западе уже поняли, что сериалы по мощи воздействия на зрителей перекрывают полный метр. У нас движение в эту сторону только начинается, но уже появились любопытные проекты. Быть сериальным артистом, уверен, в очень скором времени не будет чем-то зазорным, а вполне впишется в формат искусства. Конечно, в достаточно большом количестве сериалов твоя работа выглядит проходной, о каких-то ролях и упоминать не хочется. У меня появилась возможность выбирать, где и у кого сниматься, лет пять назад. Я раньше снимался без разбора. Но не жалею об этом. Отношусь к этому как к необходимому опыту. Во всякой профессии, кроме таланта, есть свои особенности: надо натренировать себя, свой мозг, свои реакции, свои мышцы, чтобы быть расслабленным на площадке, чтобы задачи твои актерские ты уже выдавал на автомате и не приходилось тратить времени на разминку.
- Что было самым интересным в вашей сериальной работе?
- До сих пор с удовольствием вспоминаю съемки в Питере в 2005 году криминального сериала «План “Б”». Вот за эту работу никак не стыдно. Сценарий был написан Олегом Маловичко, снимал режиссер Антон Борматов, автор очень заметных картин последнего времени: «Около футбола», «Чужая». С Антоном прекрасно работалось, приходилось выкладываться по полной программе. Недавно прошел по Первому каналу «Балабол» - по сюжету он мало чем отличался от полицейских сериалов, которые у нас идут по всем каналам, но там была своя фишка: он обладал тем же, чем французские фильмы с Делоном, с Бельмондо, - вроде как серьезно все, но в то же время иронично, смешно. Мне вот эта юмористическая нота очень нравится в кино. Кстати, и в фильме «Трек» эта интонация присутствует, что очень радует. После «Балабола» меня стали узнавать на улице, люди подходили, говорили хорошие слова. Кстати, будет запускаться и вторая часть «Балабола». Еще есть проект, в котором я участвую, он идет по России - сериал «Склифософский-2», где я играю травматолога. Сейчас идут съемки четвертого сезона. Очень популярный сериал, судя по рейтингам. Сценарий пишут серьезные авторы, и не на коленке. Мне самому интересно следить за развитием сюжета. Действие разворачивается в институте Склифосовского - туда привозят больных по скорой помощи, делают в основном внеплановые операции. В канву драматического сюжета вплетены реальные события.
- Есть мнение, что наши актеры слабее голливудских и на площадке способны решать далеко не все задачи. Вы согласны?
- Я снимался один раз в фильме голливудского режиссера Криса Солимайна «Мороз по коже» по сценарию Андрона Кончаловского - даже пришлось играть на английском. У американского актера Нормана Ридуса была главная роль. Не буду обсуждать достоинства и недостатки этой картины, но там я как раз увидел различие школ русской и американской. Если мы говорим о качественном уровне актера, который может на площадке выполнить любую задачу режиссера, то у нас это штучный товар, а у американцев - обычный средний уровень, это не исключение, а правило. Режиссер Владимир Мельник (он давно живет в Америке) рассказывал, что в Голливуде даже официанты - артисты. Они смогут у тебя на площадке сыграть все что захочешь. А у нас с этим то и дело проблемы возникают. Не понимаю всех этих нападок на Голливуд - там хорошо пользуются системой Станиславского.
- Есть желания , которые непременно хочется исполнить? Может быть, в Голливуде поработать?
- Нет, про Голливуд не мечтаю. Английский мой слаб, и то, что мне могут наверняка предложить - эпизодические роли какого-нибудь русского спецназовца, мента, - это вряд ли добавит мне славы, а усилий будет потрачено неоправданно много. А вот очень хочу я сняться в серьезном фильме о войне. Кстати, такой проект запускался, съемки должны были начаться на Украине. Однако нынешняя война помешала осуществиться этому. Очень жаль. И вообще обидно, что теперь и на театральные гастроли в Киев не поеду. Обычные зрители ведь тут, в отношениях между Россией и Украиной, ни при чем.
Фото Елены Добряковой.
- Режиссер Снежкин предложил исключить Месхиева из Союза кинематографистов России
- Дюжев заявил, что россияне заслужили бездарные сериалы и туфту
- В фильмах и сериалах собираются запретить нарушать правила дорожного движения
- Составлен список из 10 лучших сериалов, которые выходят в октябре
- В 2018 году «Союзмультфильм» представит сразу семь новых сериалов