Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Петербург может стать востребованной площадкой медиаиндустрии

 Фото: Trend/ Андрей Федоров Фото: Trend/ Андрей Федоров Такие цели ставит перед собой руководитель «Роскино», генеральный продюсер проходящего сейчас в северной столице Первого Санкт-Петербургского международного медиафорума Екатерина Мцитуридзе

- Известно, что у нас в стране инициативы обычно инициируются сверху. Как происходило создание медиафорума?

- Идея перекроить тот кинофорум, который существовал в течение четырех лет, и создать нечто принципиально новое, принадлежит правительству Санкт-Петербурга. Но то, как это все воплотить, в каком пространстве, какие силы привлечь, какую концепцию создать - решалось снизу и носило творческий, иногда стихийный и порой непредсказуемый характер, что добавляло азарта и интереса в работе.

- Есть ли какое-то ноу-хау, которым вы принципиально отличаетесь от прежнего кинофорума?

 - Основа  медиафорума - это кросс-платформенность, соединение кино, телевидения, медиа, интернета в одном рынке. На форуме мы хотим не только  показывать качественные новинки кино для разных категорий зрителей, стать востребованными городской средой, в том числе молодой, но и привлечь к России внимание международных продюсеров, байеров, сейлс-компаний, инвесторов - как к новому месту на карте индустрии развлечений. Мы неслучайно выбрали местом проведения медиарынка, встреч, деловых переговоров легендарное здание Биржи на стрелке Васильевского острова.

- Программы для зрительских показов носят необычные названия: Mamentum, Locarno local, Britannica, Teen spirit, Kor-kor, N-L-Po… Почему?

- Всем очень нравится, когда вместо привычных тематических заголовков, программы называются по ассоциации с именами кураторов, тех, кто их собирал, или по географической принадлежности. Программа Александра Мамонтова Mamentum включила в себя прекрасные фильмы - победители фестивалей в Канне, Венеции, Торонто, два из которых в эти дни выдвинуты на премию Оскар - лента молодого режиссера Ксавье Долана «Мамочка» (от Канады) и биографическая драма Бертрана Бонелло «Сен-Лоран. Стиль - это я» (от Франции). Мы устраиваем премьеру фильма очень востребованного французского режиссера Франсуа Озона «Новая подружка», который только что показали в Торонто. Brittanica - это лучшие британские фильмы, которые подобрал для нас критик Алексей Медведев. В медиафорум вошла и программа смелого, радикального авторского кино из фестиваля в Локарно, которую составил Борис Нелепо. N-L-Po - это программа фильмов научной фантастики, которые расширяют представление о самом жанре. Есть программа для тинейджеров Teen spirit - это новое кино,  актуальное для молодого поколения в России и не только, подборка фильмов из Северной Кореи, что уникально само по себе…

- Как собирались программы для зрительских показов?

- Программы собирались, как бусы нанизывались - темы и направления придумывались сообща. Помимо всего мы решили оказаться в авангарде новой тенденции - показывать телесериалы. На форуме идут исключительно российские премьеры, но есть и несколько  мировых, как, например, фильм, который покажут на церемонии закрытия 10 октября, -«Серена» Сюзанны Бир. И только после Петербурга картина будет показана на фестивале в Лондоне. Спасибо смелости Сюзанны, решившейся на этот показ, и опыту российских дистрибьюторов. Кураторы наших программ постарались представить лучшее фестивальное кино. Это совершенно принципиальный вопрос, потому что мы должны создать репутацию весомой международной площадки с тем, чтобы к нам могли привозить достойные картины и соглашались приезжать их авторы.

- Каким образом была найдена площадка  - здание Биржи - для открытия-закрытия медиафорума и проведения рынка?

- Здание Биржи с недавних пор находится в ведении Эрмитажа. Я несколько с опаской обратилась к Михаилу Борисовичу Пиотровскому, не исключая, что он ответит отказом. Но ему идея рынка кино и телевидения в стенах Биржи понравилась. Нам было разрешено осторожно похозяйничать в этом здании, сильно обветшавшем за многие годы. Честно говоря, мы только со временем оценили, сколько всего предстояло сделать: пришлось провести сюда новые электросети, поставить генераторы, провести полноценную интернет-линию, починить систему отопления, разработать дизайн всех помещений на двух этажах, оформить зрительный зал, зал для пресс-конференций, пресс-центр. Художники нашли креативные решения оформления стен и колонны На все это обновление ушло около 33 млн рублей. Преображенная Биржа Михаилу Борисовичу Пиотровскому понравились.

- С какими идеями в форум влился Александр Николаевич Сокуров?

- Он поначалу не очень верил в то, что в Петербурге удастся создать и запустить событие мирового масштаба. Но потом горячо взялся помогать и участвовать в работе медиафорума. Прежде всего - с лабораторией для молодых режиссеров «К.Л.А.С.». Ребята из самых разных уголков постсоветского пространства присылали свои фильмы - их было более 500, и отборочная комиссия выделила около сотни отличных работ, которые и покажем в Репино. В конкурсную программу вошли 10 фильмов начинающих непрофессиональных режиссеров. Сейчас в Репино в кинолабораторию Александра Сокурова в рамках медиафорума съехались около 100 ребят из разных городов, для них проводятся лекции, мастер-классы ведущих педагогов, критиков, режиссеров: Николая Хомерики, Бакура Бакурадзе, Дмитрия Мамулии, Любови Аркус, Константина Шавловского и, конечно, самого мэтра Александра Сокурова. У Александра Николаевича есть идея помочь нам выстроить среду обитания, среду индустрии в Петербурге. И вы знаете, несмотря на санкции, Запад не отвернулся от нашего события. Запад видит в нас перспективную  площадку для индустрии, сюда можно вкладывать деньги, например создавая копродукцию, но, главное - представлять людей, с которыми можно надежно работать. Александр Николаевич, собрав свою лабораторию, прежде всего хочет доказать, что нам надо думать о развитии, о том, что кино, медиа надо передать в руки молодым, за ними будущее и кинорынка, и многих креативных процессов, которые происходят в России. 

- Почему все-таки Петербург становится такой мощной площадкой, а не Москва?

- Питер дает фору Москве. Там любое событие утопает в суете мегаполиса. И при этом мало резонансных. Среди значимых событий мирового уровня назвала бы лишь Международный конкурс имени Чайковского, которым руководит петербуржец Валерий Гергиев. В Питере гораздо резонанснее прошла биеннале современного искусства «Манифеста». Здесь кипит театральная, музыкальная, балетная, оперная жизнь. Полны залы в филармониях, консерватории. А с кино, с медиа - все сложнее… И не только в Петербурге. Нет, не в смысле качества, а в том, что мало желания продвигать свои таланты. Почему фильм Александра Сокурова «Фауст», получивший Золотого льва в Венеции, купленный всеми странами мира, множеством телеканалов, ни один канал в России не показал? Почти не было прокатной истории картины в кинотеатрах, которые по-прежнему предпочитают закупать дающие кассу неважного качества блокбастеры.

- То есть вы хотите сказать, что в Петербурге будет создан кинорынок, которого прежде не было?

- Рынок - это самое трудоемкое, но базовое понятие индустрии. Можно создать киношколу, можно проводить учебу, наладить творческий процесс, собрать программы, пригласить заинтересованных людей. Но как вызвать интерес к тому, что происходит здесь, в Петербурге, на российской почве? Из моего опыта работы с международными продюсерами вынесла их недоуменный вопрос, который возникает постоянно: «Как можно у вас работать? Работа с банками проблематична, налоговых льгот нет, отношения выстраиваются непрозрачные, по авторским правам документы отсутствуют, электронных билетов нет...». И все равно продюсеры приезжают. Потому что они верят в наш рынок, считают, что за нами будущее. Обратно завинтить ничего невозможно, в Северную Корею мы не превратимся ни при каких обстоятельствах. Поэтому надо вводить новые законы, лоббирующие интересы медиаиндустрии, чтобы Петербург и Москву можно было снимать в Петербурге и Москве, а не в Праге и Будапеште.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Константин и Арина, водитель и школьница, 40 и 12 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии