Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург +4 погода в Петербурге
Доллар 74.61
Евро 81.09
Юань 1.06

Знаменская площадь

 Фото: Знаменская площадь, церковь, Лиговский канал XIX в. Фото: Знаменская площадь, церковь, Лиговский канал XIX в. Чтобы разобраться с современным бытием площади Восстания, нужно начинать с самого начала. С основания города или даже раньше

 

В далеком XVII веке тут проходила дорога к Ниеншанцу. Место было приметное - на удивление сухое и высокое. К этой старой дорожке и тянули «Першпективную дорогу» от Адмиралтейства. А потом протянули вторую - к Александро-Невской лавре. То, что дороги находились под углом друг к другу, объяснялось и разными замыслами, и разным временем прокладки (через болота и дремучий лес), и тем, что изначально их даже не пытались объединить, а просто тянули к высокому удобному месту на старой дороге. Они сначала вообще не сходились. И лишь в 30-х годах XVIII века две линии объединили в одну. Получилось «с изгибом». И вскоре появилась городская легенда: мол, две группы строителей (пленных шведов, монахов и пр.) строили одновременно, ориентируясь на одну точку встречи и… промахнулись чутка. За что были высечены царем-плотником прилюдно и прямо на том же месте. Часто такое бывает: есть непонятная штука - курган там, или изгиб дороги, или дерево приметное, или озеро непонятной формы. А почему - неясно, причины неизвестны. Тогда включается народное мышление и придумывается легенда. Красивая и с каким-нибудь трагическим финалом. Специалистами даже термин придуман «народная этимология». У нас такого в Петербурге много. Особенно в создании или приукрашивании таких легенд преуспели экскурсоводы и гиды.

Чуть только дождь - все превращалось в грязь. На нее укладывали бревна, а сверху доски - для проезда телег и карет

Но вернемся на площадь. Собственно, до 30-х годов XIX века и площади-то в том виде, в котором мы привыкли ее видеть, не было. Был пустырь, деревянные, а со временем и каменные домишки по краям. Рядом Слоновый двор. Чуть только дождь - все превращалось в грязь. На нее укладывали бревна, а сверху доски - для проезда телег и карет. Так и жили. Церковь Знаменскую построили. Сначала деревянную, потом - каменную. Но это уже когда город сюда пришел. А вплоть до конца XVIII века в этих местах запросто можно было волка встретить. Еще в первые годы существования площади ее пересек Лиговский канал - очень интересное и отчасти даже загадочное гидротехническое сооружение, историю которого, пожалуй, стоит рассмотреть в отдельной статье. Через канал был переброшен деревянный мостик.

Все изменилось с началом массового железнодорожного строительства в России. На площадь пал выбор как на место будущего вокзала главной российской железной дороги, связывающей две столицы. Тогда, в 40-е годы XIX века, площадь была распланирована по-новому, получила официально имя по церкви, ставшей одной из ее архитектурных доминант. Появление вокзала - ключевой момент в истории Знаменской площади. С того дня, как появился тут вокзал, она становится одним из самых первых и самых важных транспортных узлов в Петербурге. Раз есть вокзал - надо развозить пассажиров. И далее все маршруты общественного транспорта: омнибусов, конок, трамваев, таксомоторов, троллейбусов, автобусов и даже линии метро - все завязаны на эту площадь, все притягиваются как магнитом логикой городского развития. Долгое время на площади было даже трамвайное кольцо. Но не только транспорт притягивал к себе вокзал. Вокруг стали в срочном порядке выкупаться, перестраиваться и строиться заново дома, в которых открывались гостиницы, кафе, рестораны, все, что может понадобиться путешественнику. Также вокзал притягивал и преступные элементы. В дурную славу Лиговки, сохранившуюся по сей день, вокзал всегда вносил большую лепту.

Появление вокзала - ключевой момент в истории Знаменской площади: она становится одним из самых первых и самых важных транспортных узлов в Петербурге

И даже памятник императору появился на площади именно в контексте транспортного развития страны. Как мы уже писали в специальной статье, хитроумный граф Витте так устроил память о своем большом труде - транссибирской магистрали: поставив памятник царю, ее основателю, и развернув его от оси главной улицы лицом и мордой коня к вокзалу.

И если мы уж заговорили про транспорт, то нельзя не припомнить из описаний современников, что испытывал приехавший в Петербург путешественник. Дело в том, что долгие годы основной транспортной единицей в пассажирском секторе была карета, а в грузовом - телега. Лошади часами простаивали у вокзала - извозчики ожидали пассажиров. В нос ударял запах конской мочи. Жаркое лето превращало навоз в пыль, коричневые облака которой носились по площади, закручиваемые ветром в маленькие смерчи. Не надо думать, что если автомобилей не было, то и с воздухом было все хорошо. Петербург город не очень комфортный для проживания, вот и тянулись подводы со скарбом дачников каждой весной к вокзалу, а каждой осенью - обратно по квартирам. Очень уж трудно было в Петербурге в жару.

Что же до площади, то, пока она носила название Знаменской, определилась ее главная функция - одного из первых транспортных узлов нашем городе.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Кирилл, бухгалтер, 30 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Комментарии
Яндекс.Метрика