Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

Свобода колесить

 Фото: Валерий Мельников  РИА Новости Фото: Валерий Мельников РИА Новости W пообщался с создателями единственного в России турагентства для инвалидов и узнал, как путешествуют люди с ограниченными возможностями, и насколько это реально в российских условиях

Во время проведения Олимпиады-80 московским инвалидам было настоятельно рекомендовано не выходить из дома, а лучше совсем покинуть столицу. На предложение провести паралимпийские игры международный Олимпийский комитет получил обескураживающий ответ: в СССР нет инвалидов. В России инвалиды есть. Ну как – есть… OK-inform пообщался с руководителем единственного в стране туроператора для колясочников и узнали, сколько лет нужно маячить на глазах администрации, чтобы у храма Спаса на Крови появился пандус.

Инва-туризм, конечно же, явление не массовое. Люди с ограниченными возможностями зачастую сильно ограничены и в финансах. Особенно в России. Поэтому у туроператора с говорящим названием «Liberty» (от англ. «свобода») не то, что в Петербурге, а во всей России конкурентов нет. И это при том, что компания существует уже девять лет.

Отсутствие конкурентов сыграло бы на руку, если бы не одно «но». На этом бизнесе в России много не заработаешь. Открывая фирму девять лет назад, подруги и бывшие одноклассницы Мария Бондарь и Наталья Гаспарян даже не представляли, с какими трудностями им придется столкнуться. К слову сегодня Мария, например, параллельно с фирмой работает еще и преподавателем немецкого языка. А компанию «Liberty» считает исключительно социальным бизнесом, «пионерством».   

Идея создать туристическое агенство для инвалидов-колясочников возникла как-то сама собой. Обе девушки в детстве пережили травму позвоночника. И с тех пор они стали лучше понимать тех людей, которые в силу обстоятельств передвигаются исключительно на коляске.   

В Европе около 10% населения - это инвалиды. При этом в одной только Германии успешно работают более 20 туроператоров для людей с ограниченными возможностями. И даже пешие маршруты известного национального парка Эйфель помечаются специальными значками, если они доступны для колясочников или людей со слабым зрением. Такими же значками отмечены кафе, рестораны, магазины.

В России число инвалидов больше, их 12%. А в Петербурге эта цифра еще выше – 15%. 10 тысяч человек из них - это колясочники. И при этом живут они, в основном, замкнуто и никуда не выезжают.

-  В Питере практические нет кафе, которые бы соответствовали всем нормам для людей на колясках, а удобные туалеты есть только в гостиницах и некоторых торговых центрах, - говорит Мария Бондарь. - Транспорт вообще самая болезненная часть. В Москве есть специализированные  автобусы. Мы организуем туры по Москве. И, бронируя их за полгода, никогда не можем быть уверенными в том, что автобусы нам достанутся. Нас всегда обслуживают по остаточному принципу. В Питере вообще нет ни одного такого автобуса. Свой мы делали сами, у меня муж профессиональный автослесарь. Второй делали на заказ, и теперь будем судиться с компанией, потому что автобусом невозможно пользоваться.  Внешне все очень даже симпатично, а когда заглянули внутрь... Это такая особенность ведения бизнеса по-русски: быстро, легко, безответственно.

По словам заместителя председателя комитета по социальной политике Галины Колосовой до 2016 года в городе с инфраструктурой для инвалидов должно стать получше. Уже действует государственная программа «Доступная среда 2012-2015».

Сегодня инвалидам доступны Эрмитаж, Русский музей… Однако по словам Марии Бондарь в Русском музее колясочникам можно проехать только в корпус Бенуа. Главное здание недоступно. А недавно забавная история приключилась с другим известным музеем. Только настойчивость двух девушек из «Liberty» сделала его, наконец, доступным для всех категорий туристов.

- Мы первые узнали, что в этом музее есть специальный лифт для колясочников, и когда мы туда приехали, даже администраторы не знали о его существовании, - не без улыбки вспоминает Мария. -  Для того, чтобы группе попасть во дворец, нужно было, чтобы три человека – техник, администратор и охранник – сошлись в одной точке в одно время. Мы тогда подумали: раз так сложно, не будем ездить. Но Наташа настояла: не будем заявлять о себе, вообще ничего не изменится! Теперь лифт там работает всегда.

Четыре года на экскурсии по городу Мария и Наталья выезжали с самодельным 40-килограммовым раскладным пандусом. И только после этого у Спаса на Крови появился свой.

Бывали и совсем грустные истории. Так, однажды привезя группу туристов из Гатчины и подъехав к Исаакиевскому собору, Мария и ее помощники обнаружили, что пандус весь завален снегом. «Мы не будем убирать», - заявили работники музея. В итоге снег расчищали собственными силами.

Конечно, тот факт, что на программу «Доступная среда 2012-2015» выделено 10 млрл рублей, сам по себе приятен. Но сейчас «Liberty» просто нужен автобус. И купить (или отремонтировать тот самый, спустя рукава сделанный) пока не на что.

За все девять лет работы компания «Liberty» от правительства города не получила никакой поддержки. Первую и серьезную помощь оказал культурный центр «Без границ». В 2010 году «Либерти» выиграли конкурс социальных предпринимателей, который проводит Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», и получила беспроцентный займ на 4 года. В прошлом же году компания получила гранд от немецкой фармацевтической компании на покупку и оборудование специализированного автобуса для инвалидов. Конечно, тот факт, что на программу «Доступная среда 2012-2015» выделено 10 млрл рублей, сам по себе приятен. Но сейчас «Liberty» просто нужен автобус. И купить (или отремонтировать тот самый, спустя рукава сделанный) пока не на что. 

- Есть еще такая проблема как отказ отелей от специализированных номеров, - продолжает Мария Бондарь. - Мы как-то случайно узнали о том, что отель, с которым мы сотрудничаем долгое время, переделывает свои 11 номеров под обычные. Мы громко запротестовали и отстояли семь. Номера переделывают, потому что бизнесмены не хотят жить в таких апартаментах. Боятся, что «прилипнет», попадут в аварию и сядут в коляску. 

Сейчас «Liberty» обслуживает около 500 туристов в год. Мария и Наталья заканчивают разработку нового тура для иностранцев: по Трансибу. Москва – Петербург – Казань – Екатеринбург – Новосибирк – Иркутс – Владивосток. Карта доступности этих далеких городов создается благодаря дружеской помощи одной фармацевтической компании. Сотрудники из представительств компании в других регионах России бесплатно анализируют культурные точки на доступность, а потом отправляют в Петербург отчеты. А вообще «Liberty» случайных людей на работу не берет. Только по рекомендации.

Каждый год компания предлагает российским туристам на колясках пять туров - из них три-четыре за границу. Набирается каждый год только два: один какой-нибудь недорогой по России и - Париж.  В этом году, правда, случился скачок. Отправляется паромный тур в Барселону, паромный тур по Балтике, много заявок на Израиль в октябре. Но проблема в том, что для того, чтобы выжить, компании нужно увеличить иностранный поток. А в Петербург инвалиды не едут. И это не удивительно.

Инва-туризм нужно признать способом реабилитации. Ведь можно дать человеку таблетку, а можно отправить его в путешествие.

- Мне кажется, что государство должно повлиять на развитие именно этого направления туризма, - уверена Мария. - Для этого нужно в законе об основах туристской деятельности выделить инва-туризм в отдельный вид. Нам  необходимы льготы, но юридически мы ничем не отличаемся от обычных туроператоров. Нужно субсидирование на приобретение специализированного транспорта. А вообще инва-туризм нужно признать способом реабилитации. Ведь можно дать человеку таблетку, а можно отправить его в путешествие, и человек вернется совершенно другим.

Конечно, инвалиды из Европы сильно отличаются от российских. Мария и Наталья повидали их немало для того, чтобы понять: они прекрасно вписаны в социум, они психологически не чувствуют себя другими. И это уже не говоря о технических возможностях.

- У нас была девушка из Америки, которая приезжала со своей собственной системой жизнеобеспечения. Это была такая огромная коляска, как луноход, весила килограмм 400, наверное, - рассказывает Мария. - Там была система питания, какие-то зонды, подача кислорода… У них быт налажен. Им не надо бороться за жизнь столько, сколько приходится это делать нашим колясочникам. У нас часто задают вопрос – почему наша параолимпийская сборная так хороша? Ребята хорошо выступают не благодаря чему-то, а вопреки. Вопреки тому, что жить им в этой стране очень непросто. Вот и мы этим мотивируем себя. Ах, у нас так плохо?! Ну, тогда мы все равно попрем напролом!

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Карина, пиарщик, 26 лет Планируете ли вы посмотреть фильм «Матильда»?
Самое читаемое
Комментарии