Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.29
Евро 99.56
Юань 1.28

В Петербурге учатся торговать кино

 Trend/ Дарья Иванова Trend/ Дарья Иванова Завершился Первый Санкт-Петербургский международный медиафорум

Трудно пока сказать, насколько большой резонанс последует после этого события. Во всяком случае - цифры и факты впечатляют и заставляют поверить, что сложный по организации кросс-платформенный форум не только не был провален, но реально собрал для показов и представлений новых проектов, встреч и переговоров 2 700 участников из 57 стран мира, среди которых США, Франция, Германия, Китай, Венесуэла, Швеция, Португалия, Казахстан, Великобритания, Северная Корея, Израиль, Чехия. Съехались режиссеры, актеры, продюсеры, дистрибьютеры, представители кинокомпаний, руководители киностудий, директора кинофестивалей мира, журналисты. А всего форум вместе со зрителями посетили за десять дней его работы 25 тысяч человек.

Форум собрал для показов и представлений новых проектов, встреч и переговоров 2 700 участников из 57 стран мира, среди которых США, Франция, Германия, Китай, Венесуэла, Швеция, Португалия, Казахстан, Великобритания, Северная Корея, Израиль, Чехия.

Зрители оценили европейское кино

Конечно, зрителей волновала не столько деловая часть форума, сколько программа, которая была представлена для просмотров на нескольких площадках города: в кинотеатрах «Аврора», «Родина», «Англетер», «Великан-парк», в Доме кино. Это более 50 фильмов - участников различных фестивалей в Торонто, Канне, Венеции, Локарно, Берлине.

Жюри, в состав которого вошли ведущие журналисты Москвы и Санкт-Петербурга, наградило призом за лучший фильм СПММФ документальную картину «Ставить выше цели в творчестве» австралийки Анны Бройновски из программы Kor-Kor. Кстати, приз форума - это cтатуэтка, изображающая сводящиеся мосты - символ Петербурга, символ единения разных сфер медиа и разных культурных кодов, существующих в мире.

Особым вниманием пользовались представленные на форуме телесериалы. Жюри прессы назвало телесериал «Родина» (Homeland) лучшим, он будет показан на канале Showtime, а пока зрители могли увидеть в рамках медиафорума мировую премьеру первой серии нового сезона.

Специального диплома жюри прессы СПММФ удостоился пилот нового сериала Лонdонграd (СТС Media).

А по результатам голосования приз зрительских симпатий получил фильм Франсуа Озона «Новая подружка», участник фестивалей в Торонто и Сан-Себастьяне. Это уже 14-я по счету полнометражная картина успешного французского режиссера, и здесь Озон наиболее откровенно обнаруживает свою приверженность к свободе выбора личности - кем быть, кем казаться, иметь право испытывать полную гамму чувств от того, что сегодня ты выглядишь как мужчина, а завтра облачаешься в женское платье (блестящая работа Ромена Дюриса). Этот выбор не только показывает эстетические и художественные предпочтения петербургских зрителей, но и подтверждает нацеленность на сегодняшние европейские ценности в тех же гендерных вопросах.

Фильмом открытия медиафорума стала картина «Мамочка» молодого канадского режиссера Ксавье Долана - социальная, острая, нелицеприятная, вскрывающая проблемы общества и семьи, где коммерческая составляющая побеждает человеческие чувства. Будто в противовес сложно воспринимаемому авторскому кино фильмом закрытия стала мировая премьера «Серены» (США - Чехия) датского режиссера Сюзанны Бир, в котором предстала во всей своей яростной и жестокой борьбе за личное счастье героиня-женщина. При всех явных недостатках сценария этот фильм убедительно продемонстрировал, как своеобычность режиссерского почерка может уживаться с голливудской зрелищностью.

В Репино съехались 100 молодых создателей короткометражных фильмов из многих уголков России и постсоветского пространства. 10 картин были отобраны на конкурс. А всего было прислано более 500 лент.

Для молодых режиссеров запретных тем нет

Медиафорум включил в себя и работу кинолаборатории режиссера Александра Сокурова «К.Л.А.С.». В Репино съехались 100 молодых создателей короткометражных фильмов из многих уголков России и постсоветского пространства. 10 картин были отобраны на конкурс. А всего было прислано более 500 лент. Из разговоров с молодыми режиссерами-любителями, средний возраст которых составил 23 года, можно понять, что движет ими, когда они берут в руки камеру и начинают делать фильмы. Это интерес, что ты сам можешь выдать некий продукт, желание творить, решение личных жизненных вопросов и, конечно, сегодняшняя доступность технических средств. Как сказал 31-летний москвич Виктор Горбачев, снявший фильм «Биограф», «для создания кино сегодня не нужно денег, образования, а лишь чуть-чуть фантазии, чуть-чуть идеи, чуть-чуть вкуса». Доступность создания кино обнаружила, что со вкусом, идеями и фантазиями у молодых обстоит более чем неплохо. Многие картины попали на фестивали мира, немало ребят получили возможность поучиться в московской киношколе. Правда, о зарубежных киношколах, из которых особенно славится школа в Сараево, многим остается только мечтать - обучение там очень дорогое. Но, как пообещал режиссерам художественный руководитель Московской школы нового кино Дмитрий Мамулия, для тех, кто очень хочет поучиться в Европе, он сможет договориться о посещении бесплатных занятий в Берлине.

Гран-при на конкурсе «К.Л.А.С.» получил фильм «Ужин» Викентия Екимова, где поднята непростая тема отцов и детей, неприятие традиционной семьей новости о том, что сын - гей. Молодые режиссеры показали, что никакие темы им не кажутся неудобными, запретными, своими фильмами они задают вопросы и хотят получить ответы. Тему жестокости в интернете и в жизни подняли режиссеры Максим Верховых и Светлана Веретеха в фильме «Блогеры», Денис Гуляр в короткометражке «Нокаут». О том, что обман обману рознь, и иногда он выглядит как мечта, говорят картины «Веха» Милы Фахурдиновой и «И цирк приехал» Гужа Тадевосяна.

Как объявила на закрытии форума его генеральный продюсер Екатерина Мцитуридзе, в следующем году киношкола «К.Л.А.С.» может превратиться из всероссийской в международную. Об этом уже были проведены переговоры с арт-директором кинофестиваля Tribeca Фредериком Боайе и директором фестиваля по международным отношениям Лайзой Домниц.

Конкуренция национальных картин с большим голливудским кино обострилась не только в России, но и во всем мире. Каким образом поддержать национального производителя, не лишая коммерческой выгоды кинотеатры?

Тяжело российскому кино в прокате

Интересной страничкой форума стал круглый стол, прошедший на главной площадке - в здании Биржи, на тему «Дотировать нельзя квотировать». Обсуждался важный вопрос: как поддержать национальное кино в прокате? Конкуренция национальных картин с большим голливудским кино обострилась не только в России, но и во всем мире. Продюсеры ломают голову: каким образом поддержать национального производителя, не лишая коммерческой выгоды кинотеатры? Обсуждали эту тему режиссер и продюсер, один из инициаторов проекта «Киносити», председатель совета директоров киностудии «Ленфильм» Федор Бондарчук, руководитель кинокомпании СТВ Сергей Сельянов, основатель и генеральный продюсер SREDA Production Company Александр Цекало, генеральный директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин.

Федор Бондарчук считает: «Наверное, есть кинематографисты, которые поддерживают воззвание о введении квот, но я таких не знаю. В 2005 году мы очень радовались, что доля российского кино достигла 30%, после этого мы вместе с киносетями и владельцами кинотеатров прошли огромный путь, провели массу переговоров на тему возрождения индустрии и ее нормальной работы. Потому так огульно призывать сейчас к квотированию, считаю, нельзя».

Сергей Сельянов согласился с Федором Бондарчуком, отметив, что кинотеатры находятся в сложной ситуации: государство им не помогает, развиваются они за счет частных инвестиций. Деньги возвращаются очень долго, бизнес получается низкорентабельным. И потому не пора ли кинотеатры поощрять, а не наказывать за прокат российского кино?

«У нас в стране всего тысяча кинотеатров, их надо поддержать, особенно в малых городах, и обязательно строить новые залы», - считает Эдуард Пичугин. Он привел в пример опыт Китая, где за 10 лет при поддержке государства были построены 15 тысяч кинотеатров. Сейчас в Китае работает ни много ни мало - 6 киностудий с высококлассными специалистами. В результате - китайский кинематограф движется вперед семимильными шагами.

В деловой части форума были представлены шоукейсы российского кино - трейлеры картин, которые будут запущены в прокат в ближайшие месяцы, а также анимационные фильмы, стартующие в прокате в 2015 - 2016 годах. К сожалению или к счастью, здесь также действуют неумолимые законы коммерции: чтобы фильм имел прибыль, он должен быть сделан по голливудским лекалам - компьютерная графика, привычные для глаз мультипликационные образы, звучащий английский язык. Во многом это касается и игровых полнометражных лент. Но, видимо, таков сегодня спрос мировой аудитории. Перенаправить этот интерес в сторону самобытности российского кино – задача долгая, трудная, благородная и не слишком благодарная. И все же она поставлена в ряду других важных перспектив.

В деловой части форума были представлены шоукейсы российского кино - трейлеры картин, которые будут запущены в прокат в ближайшие месяцы, а также анимационные фильмы, стартующие в прокате в 2015 - 2016 годах.

Петербург становится в новый контекст мировой культуры

Прямая речь

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, член Попечительского совета СПММФ:

- У медифорума хороший рецепт: сочетание высочайших артхаусных подходов (Сокуров), фестивальные проекты и, с другой стороны, - сериалы и медиарынок. Я уверен, что мы правильно сделали, поддержав форум, потому что четкая работа, совмещающая высокую интеллектуальность, прекрасные фильмы, прекрасные сделки, интересных людей, принесла новый дух в город. Форуму важна поддержка государства. Петербург снискал славу консервативного города, и, тем не менее, он дал денег и провел и «Манифесту», и медиафорум, то есть те события, которые ставят Петербург в новый контекст культурной карты мира.

Сергей Сельянов, руководитель кинокомпании СТВ, сопредседатель Ассоциации кино и телепродюсеров России:

- Культурная столица - это не навсегда, всегда нужно ее строить, нужно поддерживать статус. В Петербурге ничего подобного медиафоруму не было. Ни по уровню участников, ни по организации. Cобственно, и в России тоже. Мне это особенно приятно, так как я живу в Петербурге.

Александр Акопов, президент компании «Амедиа», сопредседатель Ассоциации кино и телепродюсеров России, член попечительского совета СПММФ:


- Помогать этому мероприятию было очень просто, потому что здесь 5 объектов любви: Петербург, Катя Мцитуридзе, кино, телевидение и интернет. Мы ездим на все главные рынки мира, и могу сказать с уверенностью: уровень организации медиафорума в Петербурге абсолютно соответствует международным стандартам. Мы познакомились и наладили реальный диалог с людьми из разных стран, из интернета, с которыми вряд ли бы пересеклись в другом формате.

Жером Пайар, исполнительный директор Каннского международного кинорынка Marche du Film, член попечительского совета СПММФ:

- Идея показывать фильмы в пространстве Эрмитажа (здание Биржи принадлежит Эрмитажу. - Ред.) уникальна сама по себе. Я вошел в попечительский совет медиафорума, так как уверен, что это правильное место и правильное сочетание форматов. Петербургский рынок имеет большой потенциал стать весомым событием киноиндустрии.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Ольга, начинающий журналист, 22 года Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии