Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Молодые хотят говорить правду

 Фото: Елена Добрякова Фото: Елена Добрякова Что сегодня волнует молодых? О чем они хотят поведать миру? Возможно, их по-прежнему занимает любовь? А может быть, они уже не умеют любить и так глубоко страдать, как умели мы в их возрасте? А может быть, мир, в котором молодые вынуждены жить, просто не располагает к любви? И в нынешнем мире агрессии и безумия больше, чем было когда-либо прежде?

Поневоле задаешься этими тревожными вопросами, когда видишь бойкую и стремительно движущуюся молодежь - и не понимаешь, куда она бежит, и не знаешь ее желаний, ее чувств, слышишь ее совсем другую речь, иной сленг. Ты видишь молодых уткнувшимися в гаджеты - о чем они пишут, как общаются, что для них дружба, в чем смысл жизни, о ком заботы?

Легче всего сказать, что жизнь поменялась - и молодежь не та. И продолжать жить по-разному, не чувствуя друг друга.

А можно поставить для молодежи творческие задачи, которые им интересно выполнять, и увидеть срез их интеллекта, их способность к волнению, сочувствию, состраданию. И, возможно, что-то перенять у них. Может быть, они честнее нас?

«Как мне объяснить про этот мир годовалой дочке?»

На учебной сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова состоялся пятый по счету фестиваль-лаборатория «Театральное пространство Андрея Могучего». Лаборатория, созданная Формальным театром, на сей раз представляла режиссерские эскизы на тему «Война и мир». Из 14 эскизов, показанных четверокурсниками мастерской профессора СПбГАТИ Вениамина Фильштинского, 6 были отобраны во второй тур. Эти работы смог увидеть узкий круг журналистов, и это было то самое откровение, которое и явило нерв, настроение, психологию молодых. Пьесы для эскизов молодые режиссеры выбирали из предоставленного театром списка или предлагали что-то по своему желанию. Играли в этих эскизах професииональные актеры - стажеры БДТ.

Эскиз «Семь еврейских детей» по пьесе британской писательницы Керил Чорчилл, написанной в 2009-м году, длился всего полчаса, но вместил век унижения еврейского народа. И в то же время это очень свежая, очень сегодняшняя история, где арабо-израильский конфликт показан обнаженно и страшно. Чорчилл обратилась к истории про бассейн, в котором был застрелен израильский мальчик, - это реальный случай, о нем говорили по всем новостным каналам. При этом возникает вопрос: а сколько детей-арабов убито на этой вечной войне противостояний систем и религий? Актер Руслан Барабанов, облачившийся в форму израильского солдата, надевший тяжелые ботинки, говорит, кричит, вопит своей жене, что ему не жалко, не жалко, совсем не жалко этих арабских детей. Он безуспешно пытается уговорить себя, что эта война не бессмысленна, что он идет убивать другой народ для того, чтобы не убили его семью.

- Мы не старались сделать понятную историю про женщину и ее мужа, здесь нет сюжета, но каждая фраза - про неродившихся и про убитых детей, про прощение и скрытие правды о войне - это отдельная история, за каждой стоит человеческая судьба, - рассказал постановщик Михаил Лебедев. - Я ярый противник националистических вещей, когда говорят: те татары, эти украинцы, и потому кто-то в чем-то виноват. Для меня все люди имеют равные права на жизнь. Для меня не существует никаких сносок, никаких звездочек около пятой заповеди «Не убий!». Нельзя убивать - и все. Год назад у меня родилась дочь, она растет, начинает много понимать, а я не знаю, как с ней общаться, как ей объяснить, почему люди так жестоки по отношению друг к другу. Я думаю, наш эскиз-спектакль, который, надеюсь, будет включен в репертуар БДТ, можно расценивать как послание к родителям: перестаньте воевать! Конечно, я понимаю, что это утопическая идея…

Семистраничная пьеса на 15 минут игры, занявшая в реальном времени полчаса, на мой взгляд, вряд ли нуждается в дальнейшем растягивании, чтобы претендовать на спектакль, который обычно идет не меньше часа. Можно растерять ритм и напор. В связи с этим вспоминается Дмитрий Волкострелов, который осуществил эксперимент на сцене «Приюта комедианта»: его спектакль «Солдат» длился ровно 10 минут. Правда, речь там шла о повседневности, а здесь - о вопиющих историях войны, которые, правда, тоже становятся нашей повседневностью.

Борьба с ненавистью

Интересна и дышит настоящим, живым, пережитым чувством и нервом «хаотичная история о войне и мире» под названием «Ненавижу» в постановке Екатерины Филипповой. Режиссер, похожая лысым черепом на инопланетянку, сама участвует в спектакле. Она кричит «Ненавижу, ненавижу!». И ты чувствуешь, что она и вправду ненавидит. Кого? Черных! Кто вот так откровенно может признаться в этом на людях? Хотя ведь это же спектакль, спохватываешься ты, здесь все оправданно, здесь обнажается ведь не актер, а его герой.

Однако Катя после спектакля и в самом деле признается мне, что ненавидит «черных». Рассказывает, что после учебы в Академии по вечерам работает в индийском ресторане, и сегодня она даже привела своих друзей - индусов Автара и Мухаммеда. Катя очень любит этих людей, и по ходу спектакля один из них даже выходил и обнимался с Катей.

- Но при всем при этом я не люблю индусов как общность, как народ, - рассказывает Екатерина Филиппова. - Я борюсь со своей ненавистью, я стараюсь ее преодолеть. И я пытаюсь вызвать на откровенность персонажей моего эскиза, который поставлен по пьесе Бертольда Брехта «Страх и нищета в Третьей империи», просто это очень трудно распознать. И стихи, которые там звучали, - тоже Брехт. Я встретилась с актерами, которые делали этюды. Я хотела разбудить в них энергию ненависти, и отчасти это получилось. Рустам Насыров, который играет мента, сопротивлялся и остался при своем: он не хочет ненавидеть. Алена Полякова, наполовину еврейка, передала боль и ненависть к тем, кто преследовал и убивал евреев за то, что они евреи. История про замученную в концлагере Анну Франк пронзительная, и Алена рассказала ее как собственную, выстраданную. Вы же помните, Алена показывает залу пальцы своей правой руки, которая обезображена - фаланги пальцев отрезаны. Нечастный случай. И это та неполноценность, которая все время с человеком. Мне хотелось, чтобы Алена смогла рассказать правду о себе, и она рассказала, как выжигала в самой себе ненависть к своей неполноценности. Я такая же: с раннего детства на моей голове выпали все волосы, исчезли брови, ресницы - никто не знает, что это за болезнь. А я хотела быть как все. Сегодня мою лысость принимают за имидж, за какой-то особый шарм, и трудно представить, через что я прошла, чтобы перестать бороться с самой собой.

Удивительный эскиз Кати закончился современными событиями. Мы увидели длинный, нескончаемый ряд кадров этого лета из Одессы - обожженные, обезображенные тела, умерших и умирающих. На это трудно, невозможно смотреть. Но, с другой стороны, как же не смотреть, если это было рядом с нами, эти погибшие люди - наши современники, и война на Украине продолжается и сегодня. Может быть, нельзя отводить глаз, и даже требуется, чтобы становилось жутко, чтобы рождалась ненависть против страшной жестокости. Может быть, наша ненависть пропорциональна любви?

Чистота - лишь видимость отсутствия войны

Еще один эскиз по Хайнеру Мюллеру «Однажды утром в городе Витебске» - отличная, вполне профессиональная работа Андрея Гончарова. История бывшего нациста, убившего свою семью, но не убившего себя, пронизывает ткань постановки - не сразу, но в конце концов ты понимаешь, из какого жуткого прошлого вылез этот шаркающий старик, беспокоящийся о том, выключен ли в комнате свет. Для иллюстрации войны - красные помидоры, проворачивающиеся в мясорубке. Для иллюстрации мира - вымываемые от крови полы. Полотер, однако, зловещ: чистота - это лишь видимость отсутствия крови. Мир постоянно находится в ожидании войны.

Показанные эскизы убедили в том, что молодые режиссеры хотят и умеют говорить правду, они полны энергии, желания высказываться, меняться и менять мир вокруг себя. Не загнанные в прокрустово ложе выстроенных пьес, в каркасы традиционных постановок их дышащие правдой и искренностью высказывания производят очень сильное впечатление. Такого не увидишь на обычной театральной сцене. И это говорит о том, что театральная форма стационарных театров, возможно, устарела, абсолютно не поспевает за жизнью сегодняшней. (Исключения составляют театр «Практика», Театр.doc, и лаборатории, которые держатся силами студентов и начинающих режиссеров, еще не связывающих театр с коммерческими целями.) Андрей Могучий, сегодня поднимающий БДТ на новую ступень, строящий в обновленных стенах живой, импровизационный по форме, интерактивный театр, недаром обращается к молодым, дает им возможность высказаться. Это обоюдная учеба для всех: и для начинающих режиссеров, и для опытных профессионалов. Театру, чтобы он не умирал, периодически нужно кровопускание, как бы кровожадно это ни звучало.

Сценической правды не бывает без правды человеческой

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ им. Г. Товстоногова, создатель фестиваля-лаборатории ТПАМ («Театральное пространство Андрея Могучего»):

- Хочется сказать про войну что-то новое, а нового не говорится. Может, война вообще никогда не прекращается. Она как бацилла, живущая внутри человека. Мне отец в детстве рассказывал про опыты на курицах, которых заражали вирусом гриппа, но они не заболевали до тех пор, пока их не ставили в холодную воду. С войной то же самое. Стоит только создать среду - мгновенно заболеваешь. Сейчас, спустя какое-то время после лаборатории, я смотрю на работы ребят по-другому, во многом переоцениваю свое мнение. Сегодняшний художник не может существовать вне собственной жизни, никакая сценическая правда не может возникнуть без правды человеческой. Что молодые режиссеры чувствуют сегодня, когда живут вроде бы вдали от войны, в мире «толерантности» и «прогресса»? Когда кажется, что война далеко - и вдруг мы обнаруживаем себя в форме, с автоматом в руках или в целлофановом пакете. И выбор на войне небольшой: либо уложить в пакет другого, либо самому оказаться в пакете. Странно, что большинство ребят ставили спектакли по хорошей литературе, но мало кто взял тему, родную себе. Как ты косил от армии, например, почему не хочешь воевать, что было бы с тобой, окажись ты сейчас в Донецке?

Да, некоторые эскизы мы увидели законченными, профессиональными, с ясной перспективой - именно они, как мы изначально и обещали, будут дорабатываться до спектаклей на Малой сцене. Другие эскизы были, казалось бы, незрелые, с плохой драматургией, и мы сначала решили от них отказаться. Сейчас я пришел к мысли, что в них-то, при художественной неказистости, и был подлинный нерв, точка сопротивления войне. У одних молодых режиссеров уже есть навыки профессионалов, другие этому еще не научились, но это не значит, что у них нет ничего. Работа будет продолжаться со всеми.

Фото Елены Добряковой

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Константин, студент ИТМО, 17 лет Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии