Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

«Эрендира»: магический комикс на сцене БДТ

 На сцене Большого драматического театра на Каменном острове поставили «Эрендиру» по Габриэлю Гарсиа Маркесу

Зрители увидели три премьерных спектакля. Режиссуру осуществил Федор Лавров, художественным руководителем постановки выступил Андрей Могучий. Главную роль - бабушки - сыграла народная артистка России Нина Усатова.

- Мне еще расти и расти до Маркеса, я не то что школьницей себя чувствую, а вообще дошкольницей, - утверждает актриса, когда-то, еще в молодые годы, отказавшаяся от предложения одного из режиссеров принять участие в постановке по роману колумбийского писателя. - Мне и сейчас Маркес не близок, хотя я его теперь усиленно читаю. Но я решила пуститься в эту авантюру. Может, потому что свободы в себе чувствую сейчас больше, учиться люблю, новое в себе открывать хочу, да и от предложения Андрея Анатольевича (Могучего. - Примеч. ред.) и Федора (Лаврова. - Примеч. ред.) отказаться было трудно.

Авантюра заключается в том, что идея поставить Маркеса возникла одновременно в головах двух творческих людей на берегу Финского залива в Комарово. Именно там повстречались в августе 2013 года Андрей и Федор, и первый, зная желание Федора что-то поставить на сцене театра, а не только играть на ней (Лавров известный артист МХТ), взял и предложил ему оживить на сцене «Невероятную и печальную историю о простодушной Эрендире и ее бессердечной бабушке» Габриэля Гарсиа Маркеса. А у Федора в тот же момент возьми и всплыви в памяти завещание его папы, актера Николая Лаврова, поставить именно этот рассказ Маркеса. Он сам хотел осуществить эту идею еще в молодости и мечтал о том, чтобы бабушку сыграл Кирилл Черноземов (артист, который снимался у Григория Козинцева). Но этому случиться было не суждено.

- Отец дал мне прочесть сборник детских историй Маркеса. С писателем я был знаком лишь по романам «Сто лет одиночества» и «Осень патриарха», - рассказывает Федор Лавров. - Я прочел, меня зацепило… и так с первого курса института и засело на задворках сознания. А в нужный момент сработало. И я понял, что все это неслучайно.

«Эрендира» длится час двадцать минут: звучит живая музыка, множество людей танцуют зажигательные латиноамериканские танцы, поют, читают стихи, в спектакле много азарта и радости жизни, при том что коллизия разворачивается весьма драматическая и сказочка выходит довольно страшная. Постоянная смена рисованных картинок на заднике в стиле мексиканских ретаблос (художник Станислав Гроздилов приехал из Америки, чтобы оформить рисунками спектакль) и яркий видеоряд добавляют ощущения, что мы смотрим комикс, только персонажи ожили - двигаются и говорят. Тонкой психологической игры тут не найдешь. Нравы простого мексиканского народа незатейливы и грубы. Бабушка, вдова контрабандиста (Нина Усатова), - особа бессердечная. Заставляет свою внучку, 12-летнюю Эрендиру, бесконечно работать по дому, кормить страуса, поливать цветы на могилках. А когда девочка от неимоверной усталости не затушила свечи и дом сгорает, бабушка решает, что внучка теперь обязана ей возместить ущерб. Она продает девственность Эрендиры за 250 песо. Очень скоро все мужчины в округе прознали, что с юной девочкой можно поразвлечься, и выстроились в очередь. Простодушная Эрендира покорилась бабушкиной воле, как это делала всю жизнь…

Эрендиру играют на пару Полина Толстун и Ольга Воронина, приглашенная актриса из Москвы, и мне как раз довелось увидеть роль в ее исполнении. Ольга была естественной и одновременно условной латиноамериканкой со своими русыми волосами, плоской фигуркой. Рождалось искреннее сочувствие к девушке, и усиливалось возмущение действиями жестокосердной бабушки. Нина Усатова царствует в этой роли - замены в актерском составе ей нет. Ее героиня внушает истинный ужас и трепет. Однако не так все просто. Бабушка, как истинная авантюристка и жена контрабандиста, вся в воспоминаниях о любви и в романтических снах: когда она засыпает, видится ей ее прекрасная большая любовь к сильному мужчине, жизнь, полная опасностей и риска. Жестокосердность путается с возвышенностью и мечтательностью. И даже становится жаль старушку, когда пылкий возлюбленный Эрендиры выпускает из ее крепкого тела зеленую липкую кровь… Но, как водится, убийство не приносит никому счастья. Эрендира бежит прочь, покидая любимого и всю свою прошлую страшную жизнь. И только остается гадать, что ждет ее на пути, будет ли ей светить солнце…

Магия истории в том, что в грядущую холодную петербургскую зиму на сцене Каменноостровского театра будет по-настоящему жарко - от эмоций, страстей, от зажигательного мексиканского настроения. И вот что по этому поводу говорит художественный руководитель БДТ Андрей Могучий:

- Этот театр исторически по своему местоположению - в укромном месте города, среди водных пространств, вдали от суеты - уже какая-то экзотика. И для этого театра нужно создавать вещи не совсем обычные, яркие, эдакие зрительские манки, ради которых можно было бы бросить все свои дела и отправиться сюда. Мы будем создавать для этой сцены большое количество музыкальных программ, именно для этого пространства. Платье шьется прямо по месту. Здесь обязано жить народное, наивное, почти площадное искусство, где и актеры, и зрители будут выступать в роли детей. «Эрендира» по Маркесу мне кажется очень уместной для этого театра - своей музыкальностью, зрелищностью, наивностью и проникновенностью в природу сакрального, народного. Да, никакие мы не мексиканцы, это наше представление, наше воображение, впечатление о какой-то непонятной, далекой нам истории. Но мы вносим в нее свой опыт и свою страсть. Конечно, это русский спектакль о мексиканской жизни. И, наверное, над нами посмеются зрители Латинской Америки, привези мы им эту постановку. Но мне кажется, важнее тут другое - что такими зажигательными вещами, когда так много артистов на сцене, и в основном молодых, мы продолжаем традиции БДТ - работать вместе, командой, где нет ни одного человека проходного, незначительного. Очень важно при этом, что актер является соавтором спектакля. Спектакль - это живое самостоятельное существо, он должен двигаться, расти, и актер в нем обязан и предлагать, и пробовать те вещи, которые даже режиссер может не видеть. Тогда произведение, созданное вместе с актерами, оживает. Важно, чтобы актер завершил свою внутреннюю линию, даже если в чем-то спектакль окажется затянутым. Если не завершил, спектакль можно считать неудачей. В «Эрендире», мне кажется, актеры постарались сделать спектакль своим и довести свою линию. Думаю, нас всех, и в первую очередь режиссера-дебютанта Федора Лаврова, можно поздравить с этой премьерой - она удалась.

 
Человек города Человек города: Евгений, пиарщик, 24 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии