«Эрендира»: магический комикс на сцене БДТ
Зрители увидели три премьерных спектакля. Режиссуру осуществил Федор Лавров, художественным руководителем постановки выступил Андрей Могучий. Главную роль - бабушки - сыграла народная артистка России Нина Усатова.
- Мне еще расти и расти до Маркеса, я не то что школьницей себя чувствую, а вообще дошкольницей, - утверждает актриса, когда-то, еще в молодые годы, отказавшаяся от предложения одного из режиссеров принять участие в постановке по роману колумбийского писателя. - Мне и сейчас Маркес не близок, хотя я его теперь усиленно читаю. Но я решила пуститься в эту авантюру. Может, потому что свободы в себе чувствую сейчас больше, учиться люблю, новое в себе открывать хочу, да и от предложения Андрея Анатольевича (Могучего. - Примеч. ред.) и Федора (Лаврова. - Примеч. ред.) отказаться было трудно.
Авантюра заключается в том, что идея поставить Маркеса возникла одновременно в головах двух творческих людей на берегу Финского залива в Комарово. Именно там повстречались в августе 2013 года Андрей и Федор, и первый, зная желание Федора что-то поставить на сцене театра, а не только играть на ней (Лавров известный артист МХТ), взял и предложил ему оживить на сцене «Невероятную и печальную историю о простодушной Эрендире и ее бессердечной бабушке» Габриэля Гарсиа Маркеса. А у Федора в тот же момент возьми и всплыви в памяти завещание его папы, актера Николая Лаврова, поставить именно этот рассказ Маркеса. Он сам хотел осуществить эту идею еще в молодости и мечтал о том, чтобы бабушку сыграл Кирилл Черноземов (артист, который снимался у Григория Козинцева). Но этому случиться было не суждено.
- Отец дал мне прочесть сборник детских историй Маркеса. С писателем я был знаком лишь по романам «Сто лет одиночества» и «Осень патриарха», - рассказывает Федор Лавров. - Я прочел, меня зацепило… и так с первого курса института и засело на задворках сознания. А в нужный момент сработало. И я понял, что все это неслучайно.
«Эрендира» длится час двадцать минут: звучит живая музыка, множество людей танцуют зажигательные латиноамериканские танцы, поют, читают стихи, в спектакле много азарта и радости жизни, при том что коллизия разворачивается весьма драматическая и сказочка выходит довольно страшная. Постоянная смена рисованных картинок на заднике в стиле мексиканских ретаблос (художник Станислав Гроздилов приехал из Америки, чтобы оформить рисунками спектакль) и яркий видеоряд добавляют ощущения, что мы смотрим комикс, только персонажи ожили - двигаются и говорят. Тонкой психологической игры тут не найдешь. Нравы простого мексиканского народа незатейливы и грубы. Бабушка, вдова контрабандиста (Нина Усатова), - особа бессердечная. Заставляет свою внучку, 12-летнюю Эрендиру, бесконечно работать по дому, кормить страуса, поливать цветы на могилках. А когда девочка от неимоверной усталости не затушила свечи и дом сгорает, бабушка решает, что внучка теперь обязана ей возместить ущерб. Она продает девственность Эрендиры за 250 песо. Очень скоро все мужчины в округе прознали, что с юной девочкой можно поразвлечься, и выстроились в очередь. Простодушная Эрендира покорилась бабушкиной воле, как это делала всю жизнь…
Эрендиру играют на пару Полина Толстун и Ольга Воронина, приглашенная актриса из Москвы, и мне как раз довелось увидеть роль в ее исполнении. Ольга была естественной и одновременно условной латиноамериканкой со своими русыми волосами, плоской фигуркой. Рождалось искреннее сочувствие к девушке, и усиливалось возмущение действиями жестокосердной бабушки. Нина Усатова царствует в этой роли - замены в актерском составе ей нет. Ее героиня внушает истинный ужас и трепет. Однако не так все просто. Бабушка, как истинная авантюристка и жена контрабандиста, вся в воспоминаниях о любви и в романтических снах: когда она засыпает, видится ей ее прекрасная большая любовь к сильному мужчине, жизнь, полная опасностей и риска. Жестокосердность путается с возвышенностью и мечтательностью. И даже становится жаль старушку, когда пылкий возлюбленный Эрендиры выпускает из ее крепкого тела зеленую липкую кровь… Но, как водится, убийство не приносит никому счастья. Эрендира бежит прочь, покидая любимого и всю свою прошлую страшную жизнь. И только остается гадать, что ждет ее на пути, будет ли ей светить солнце…
Магия истории в том, что в грядущую холодную петербургскую зиму на сцене Каменноостровского театра будет по-настоящему жарко - от эмоций, страстей, от зажигательного мексиканского настроения. И вот что по этому поводу говорит художественный руководитель БДТ Андрей Могучий:
- Этот театр исторически по своему местоположению - в укромном месте города, среди водных пространств, вдали от суеты - уже какая-то экзотика. И для этого театра нужно создавать вещи не совсем обычные, яркие, эдакие зрительские манки, ради которых можно было бы бросить все свои дела и отправиться сюда. Мы будем создавать для этой сцены большое количество музыкальных программ, именно для этого пространства. Платье шьется прямо по месту. Здесь обязано жить народное, наивное, почти площадное искусство, где и актеры, и зрители будут выступать в роли детей. «Эрендира» по Маркесу мне кажется очень уместной для этого театра - своей музыкальностью, зрелищностью, наивностью и проникновенностью в природу сакрального, народного. Да, никакие мы не мексиканцы, это наше представление, наше воображение, впечатление о какой-то непонятной, далекой нам истории. Но мы вносим в нее свой опыт и свою страсть. Конечно, это русский спектакль о мексиканской жизни. И, наверное, над нами посмеются зрители Латинской Америки, привези мы им эту постановку. Но мне кажется, важнее тут другое - что такими зажигательными вещами, когда так много артистов на сцене, и в основном молодых, мы продолжаем традиции БДТ - работать вместе, командой, где нет ни одного человека проходного, незначительного. Очень важно при этом, что актер является соавтором спектакля. Спектакль - это живое самостоятельное существо, он должен двигаться, расти, и актер в нем обязан и предлагать, и пробовать те вещи, которые даже режиссер может не видеть. Тогда произведение, созданное вместе с актерами, оживает. Важно, чтобы актер завершил свою внутреннюю линию, даже если в чем-то спектакль окажется затянутым. Если не завершил, спектакль можно считать неудачей. В «Эрендире», мне кажется, актеры постарались сделать спектакль своим и довести свою линию. Думаю, нас всех, и в первую очередь режиссера-дебютанта Федора Лаврова, можно поздравить с этой премьерой - она удалась.