Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Четверть века свободы

 Фото: Наталья Шкуренок Фото: Наталья Шкуренок Знаменитый арт-центр «Пушкинская-10» отмечает 25 лет своего официального существования. Это единственное в своем роде объединение свободных художников стало одним из самых важных признаков перестройки. И сегодня «Пушкинская-10» остается уникальным явлением в художественной жизни не только Петербурга, но и всей России

Свой юбилей арт-центр начал с масштабной конференции под названием «Территория свободы» в государственном Эрмитаже. Выбор площадки - неслучаен: Эрмитаж не просто самый крупный музей Петербурга и России - именно здесь, только уже 50 лет назад, состоялась знаменитая выставка «Такелажников» - независимых художников, которые трудились в Эрмитаже рабочими-такелажниками. Эта выставка искусства андеграунда стоила поста тогдашнему директору музея Михаилу Артамоновичу Илларионову, которого сняли с должности за «идеологическую недальновидность». Так что для неформального искусства Петербурга, которое и представляет арт-центр «Пушкинская-10» Эрмитаж является настоящей родиной.

Свой юбилей арт-центр начал с масштабной конференции под названием «Территория свободы» в государственном Эрмитаже.

Вышедшие из-под земли

Тогда, четверть века назад, искусство андеграунда хотя и не преследовалось (по крайней мере - активно) петербургскими властями, но и не поддерживалось. Официальным оставалось искусство художников - членов творческих союзов: они получали мастерские, выставочные залы, поддержку государства. А масштабный питерский андеграунд творил в собственных квартирах и комнатах в коммуналках. Там же, на квартирах, проходили выставки и концерты. В Ленинграде-Петербурге это было мощное художественное явление, но для официальных властей оно не существовало. Но началась перестройка - воздух закипел от предвкушения перемен

- История нашего товарищества - а мы на сегодня единственное в своем роде объединение художников в России - тесно переплетено с борьбой нашего общества за свободу, - говорит Юлий Рыбаков, художник, общественный деятель, правозащитник. - И хотя к концу 80-х организация квартирных выставок перестала быть проблемой, цензура ослабла, нам не приходилось пробивать двери чиновников, но при этом советское законодательство не признавало наше право на профессиональный статус, а это означало, что мы все были под угрозой арестов за тунеядство, преследований. Да и продажа работ художников тоже была под вопросом. К тому же у большинства членов нашего товарищества не было своих мастерских, мы провели ряд выставок, но по-прежнему оставались изгоями.

Непризнанные поэты, молодые музыканты, целые коллективы, скульпторы, философы и художники обосновались в бывшем доходном доме.

Даешь сквот!

Идея завоевать свое пространство свободы творчества родилась достаточно спонтанно: в пустующем, заброшенном доме на Пушкинской улице уже жили нелегально несколько художников. И в 1988 году к ним решила присоединиться сразу большая группа бездомных творцов, которые называли себя «Товарищество экспериментального изобразительного искусства». Забраться в пустующий дом тогда было легко: художники кинули клич по своим друзьям - и через неделю 13 тысяч кв. метров были заполнены под завязку: непризнанные поэты, молодые музыканты, целые коллективы, скульпторы, философы и художники обосновались в бывшем доходном доме. Но ТЭИИ не было официально зарегистрированной организацией, имущественные и статусные вопросы они не могли решать.

Но помогли друзья: с помощью композитора Касьяника, московских художников Абалакова и Жигалова был найден художественный фонд имени Пушкина, и ТЭИИ стало его ленинградским филиалом под названием «Свободная культура».

Захват здания художественной богемой не остался незамеченным в городе: городские власти почему-то сильно невзлюбили свободных художников, организовавших сквот в доме на Пушкинской. Власти требовали изгнания сквоттеров, а художники сказали: не уйдем.

С конца 1989 года началась настоящая блокада Пушкинской-10: художникам отключили отопление, а они вышли на пикеты к Ленсовету с плакатами «Отдайте тепло народу!» и «Вымораживая культуру, вы вымораживаете себя!». Отопление включили на следующий день, и творцам удалось пережить первую зиму. «Мы праздновали Новый год, запалив во дворе костер из елки, - вспоминает Юлий Рыбаков. - В дни рождения наших детей там играл духовой оркестр».

На Пушкинской собралась весьма колоритная компания, чему способствовала тогдашняя ситуация: безработица, нищета, бездомные, которые ехали в большие города со всех сторон, уголовщина - естественно, что в таких условиях братство не смогло бы долго существовать. На общем собрании было выбрано руководство, установлены правила проживания. Первым директором Пушкинской-10 стал Сергей Ковальский. Но нищета и безденежье оставались серьезной проблемой: художники варили еду на кострах во дворе. Потом появилась походная кухня, и кашу с дымком получали и бездомные, которых они опекали, и те, кто решили остаться на Пушкинской не только работать, но и жить - иногда здесь обитали не только сами художники, но и их семьи.

- При этом мы понимали, что просто так нам никто ничего не даст, рассказывает Юлий Рыбаков. - Весной 1990 года я был избран депутатом Ленсовета - и мне удалось рассказать коллегам о товариществе, о долгой борьбе за место под солнцем, о том, что есть возможность изменить ситуацию и создать первый независимый культурный центр. Ленсовет поддержал наше пребывание в доме на Пушкинской, но финансовую поддержку все равно приходилось искать самим.

Андеграунд выходит в мир

Выход, по мнению художников, был один: нужно было получить такую известность, при которой власти сами бы искали возможность их поддержать. В первые годы в «Ковчеге-XXI век» (так первоначально называлась Пушкинская-10) возникли галерея Сальвадора Дали, галерея 10-10, театр Бориса Понизовского «ДаНет», фонд помощи бездомным «Ночлежка». Первая в истории человечества выставка на космической орбите была выставкой ТЭИИ - рисунки петербургских художников в 1990 году впервые побывали в космосе, космонавт Волынов взял их с собой на орбиту. В 1990 году с участием ТЭИИ прошел советско-американский фестиваль «Экология белых ночей», художники расписывали брандмауэры и детские дома, выставлялись в Америке и Канаде.

В первые годы в «Ковчеге-XXI век» (так первоначально называлась Пушкинская-10) возникли галерея Сальвадора Дали, галерея 10-10, театр Бориса Понизовского «ДаНет», фонд помощи бездомным «Ночлежка».

Но интриги вокруг дома продолжались: в середине 90-х на дом позарилась Белла Куркова, которая предложила Анатолию Собчаку передать его работникам ТВ. Художники подняли шум, об этом заговорило радио «Свобода», Сева Новгородцев посвятил независимым питерским художникам часовую передачу на Би-би-си. Сергей Ковальский объявил, что «Ковчег-XXI век» выходит из состава СССР, художники возводили во дворе баррикады.

В конце концов художникам удалось выстоять, их объединение было официально зарегистрировано и получило права на здание на Пушкинской, 10 - дом передан им в аренду на 49 лет.

После грандиозного многолетнего ремонта 20 ноября 1998 года арт-центр «Пушкинская-10» торжественно открылся. Сейчас это объединение называется «Арт-центр “Пушкинская-10”/Товарищество “Свободная культура”» (ТСК).

- Самоуправление и независимость - краеугольные камни нашего существования, - говорит Сергей Ковальский, вице-президент ТСК. - Все, что произошло, случилось только благодаря тому, что художники обладали инстинктом свободы. Мы влились в европейскую, мировую художественную ситуацию. Но если на Западе власти гордятся такими независимыми арт-центрами и всем их показывают, то наши власти до сих пор нас стесняются. «Пушкинскую-10» я считаю коллективным произведением современного искусства, поскольку такого кинетического, саморазвивающегося художественного объекта нигде в России больше нет.

За эти годы выставки художников с «Пушкинской-10» побывали не только в государственных музеях России, но и приобрели мировую известность. С 1995 года «Пушкинская-10» является членом международных организаций Trans Europe Halles и Res Artis, представляла современное искусство Петербурга на государственном уровне на фестивалях «Петербург в Нью-Йорке» и «Петербург в Варшаве». Только за прошедший сезон на ее площадках прошло 67 выставок, 200 с лишним концертов и спектаклей, десятки мастер-классов, здесь работали художники из Японии, Германии, США.

В конце ноября «Пушкинская-10» представит в Мраморном дворце Русского музея масштабную выставку авангардного искусства Петербурга «Территория свободы».

Фото Натальи Шкуренок.

 
Человек города Человек города: Александр, инженер-программист, 32 года Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии