Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ Депутаты попросили губернатора Петербурга 150 Га для кампуса СПбГУ спецпроект
Санкт-Петербург -9 погода в Петербурге
Доллар 73.37
Евро 88.97
Юань 1.13

Вперед, в прошлое

 Фото: Наталья Шкуренок/OK-inform Фото: Наталья Шкуренок/OK-inform В Восточном крыле Главного штаба Государственного Эрмитажа открылась выставка «Дада и сюрреализм из собрания Музея Израиля»

Выставка организована Эрмитажем совместно с Музеем Израиля. Здесь представлены живопись, скульптура, графика, фотографии самых известных художников XX столетия, представляющих эти арт-направления. Экспозиция особенно ценна тем, что впервые в залах Эрмитажа в рамках одной выставки собраны работы ведущих мастеров дадаизма и сюрреализма, чье творчество не представлено в музее.

- Этих художников в Эрмитаже практически нет, есть только несколько графических листов Дали, но это все несопоставимые величины, - рассказал ОК-inform Михаил Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки. - Здесь вы увидите мощную, умную, разнообразную, хорошо составленную коллекцию. Впрочем, многие вещи по отдельности мы показывали в рамках других выставок. Гораздо интереснее то, что мы представляем гармоничную совокупность вещей как особую область, которая занимает едва ли не центральное место в искусстве XX века. В таком контексте и масштабе дадаизм у нас ни разу не экспонировался.

Для всех знатоков и любителей искусства эта выставка станет грандиозным событием: впервые в залах Эрмитажа показана в своем зарождении и развитии основа истории искусства XX века - начиная с работ Марселя Дюшана, Ман Рэя, Рене Магритта, Жана Миро и завершая произведениями художников, на чье творчество дадаизм и сюрреализм оказал самое мощное воздействие, - Джозефа Корнелла, Брассая и Александра Колдера. Впервые, изучая экспозицию, зритель сможет сам увидеть, как из идей дадаистов прорастал сюрреализм, как эти течения оказывали влияние на все искусство современности.

Дадаизм, или дада, - авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, зародившееся во время Первой мировой войны как реакция на страшную военную катастрофу, которую пережила Европа. Как если бы от ужасов войны ребенок прятался в подол матери, возвращаясь мысленно к архаическим образам, к ощущениям раннего детства. Основатель течения поэт Тристан Тцара писал в своем манифесте 1918 года: «На языке негритянского племени Кру слово „дада“ означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае, нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения». В 1920 годы из французского дадаизма вырос сюрреализм, в Германии - экспрессионизм, некоторые теоретики искусства считают, что из дада берет свое начало и постмодернизм. Согласно идеям Зигмунда Фрейда, сюрреализм дал голос иррациональным и творческим силам, таящимся в человеке. Фактически дадаизм стал отцом-основателем всего искусства XX века.

На выставке в Эрмитаже можно увидеть самые известные работы дадаистов. Открывает экспозицию знаменитый «Фонтан» Марселя Дюшана,  представленный им на выставке «общества независимых художников» в Нью-Йорке в 1917 году. Это обыкновенный писсуар, который Дюшан представил как садовый фонтан. Тогда, в начале прошлого века, из-за этой работы разгорелся большой скандал и автора заставили убрать ее с выставки. Популярность пришла к этому объекту уже в 50-е годы, когда искусствоведы дружно согласились, что  Дюшан таким образом изобрел концептуальное искусство, «навсегда разорвав традиционную связь между трудом художника и заслугами за работу». В декабре 2004 года, согласно результатам опроса среди британских искусствоведов, «Фонтан» был признан самым великим произведением XX века.

На выставке в Эрмитаже представлена и одна из самых известных и значительных работ Рене Магритта «Замок в Пиренеях» - гигантская скала, летящая над мировым океаном, с крошечной постройкой на вершине. Здесь можно увидеть работы Ман Рея, Жана Миро, знаменитые реди-мейды - расчески, сушилки для бутылок, вешалки, эстетизированные художниками. Именно дадаисты начали выставлять предметы повседневного быта в музейных залах: идея, стоящая за экспонатом, становилась таким образом актом созидания - что предвосхитило концептуальное искусство конца XX века. 

- В Эрмитаже эта история фактически не представлена, потому что уже в 20-е годы это искусство было объявлено недружественным советской идеологии, - говорит Михаил Дединкин. - Да и Щукиных с Морозовым тогда уже не было.

На текущей выставке зрители смогут наверстать этот пропуск в образовании и познакомиться с реальной историей искусства XX века.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Альяна, студентка, 20 лет Нужна ли в интернете цензура?
Комментарии
Яндекс.Метрика