Семью в России квалифицировали как угрозу для ребёнка
В России принята ещё одна стратегия – теперь по защите детей. Реализовывать её будет управление семейной политикой и другие ведомства. Стратегия рассчитана до 2017 года. Таким образом, к этому сроку и права детей, и условия их жизни, и воспитание, и многое другое, должны улучшиться. Иначе окажется, что стратегия была неверной, а государственная семейная политика в России работает не на благо, а во вред. Именно этого – вреда – опасаются эксперты, оценивая принятый документ.
Кому доверили управление семейной политикой в России – неизвестно
Документ под названием «Указ о национальной стратегии действия в интересах защиты детей на 2012-2017 годы» в России уже написан, проверен и подписан президентом. Фактически в нём сформулированы принципы государственной семейной политики в России на ближайшие пять лет.
Этот документ создавался, конечно, с благой целью. Во-первых, он должен формировать условия, необходимые для комфортной жизни детей. Во-вторых, он помогает осуществлять управление семейной политикой так, чтобы права несовершеннолетних всегда были защищены в такой же мере, как и права взрослых россиян.
Поскольку документ уже принят, мы можем лишь проанализировать его и подумать, насколько эффективны будут его постулаты на практике. Так же в этом анализе стоит упомянуть и мнение ведущего петербургского эксперта по государственной семейной политике в России, гендиректора аналитического центра «Семейная политика РФ» Павла Парфентьева.
– Мне неизвестны имена людей, которым была поручена оценка данной стратегии, – отмечает Парфентьев. – Но, на мой взгляд, как с юридической точки зрения, так и с точки зрения международного права, документ не проработан. Работать над ним нужно было более тщательно
Государственная семейная политика в России разделила детей и родителей на два лагеря
Павла Парфентьева, да и многих других экспертов в документе смущают два основных пункта, а точнее их отсутствие: не проработана защита права ребёнка на семью и защита детей от международных решений, не соответствующих национальной позиции. Поясним обе эти проблемы.
– Не нужно противопоставлять семью и ребёнка, – разумно заметил не так давно уполномоченный по правам ребёнка при президенте Павел Астахов. – Семья должна укрепляться, процветать вместе, с учётом общих интересов, обязательств и прав.
Это верное и логичное замечание почему-то совершенно не учтено в подписанной стратегии. Если судить по ней, то государственная семейная политика в России, наоборот, разделяет ребёнка и семью. Ребёнок в документе рассматривается как беззащитный гражданин, а его семья как источник вреда, опасности, зла и насилия.
Между тем, традиционно, с точки зрения и законов, и философской этики, семья – это наиболее естественная для ребёнка среда. Так что грамотное управление семейной политикой предполагает укрепление этого механизма, а не разделение на жертву и насильника.
– Поддерживать, прежде всего, необходимо отношения детей и родителей, а не ребёнка как одну из двух противоположных сторон, – считает гендиректор аналитического центра «Семейная политика РФ» Павел Парфентьев.
Тем не менее, такая комплексная защита семьи и отношений внутри неё в стратегии государственной семейной политики в России почему-то не упомянута. В начале документа сразу же идёт речь о «жестоком обращении с детьми и всех формах насилия в отношении детей». Эта же проблема поднимается и во втором разделе стратегии. Возникает ощущение, что каждая вторая семья страны, а может, и вообще все поголовно, применяют к детям насилие.
При этом по данным «Семейной политики РФ», статистика показывает: в полных семьях, ощущающих заботу государства, дети подвергаются насилию редко, а вот в иных случаях – намного чаще.
Управление семейной политикой в России доверят экспертам из ООН?
А вторая причина опасений экспертов ещё более серьёзна. Она касается статуса родителей, их прав, их безопасности в этом самом статусе. Мало того, что в документе особого внимания этому не уделено, так он ещё и содержит концепцию, предполагающую право ООН и её комитета по правам ребёнка принимать окончательные решения по вопросам государственной семейной политики в России. И, по мнению экспертов аналитического центра «Семейная политика РФ», этот пункт в документе выглядит довольно подозрительно. То ли авторы стратегии не компетентны в вопросах международного права, то ли они специально лоббировали зарубежные интересы.
– Как правило, комитет ООН по правам ребёнка даёт лишь рекомендации, и специалисты комитета сами всегда это отмечают, – замечает Парфентьев. – Ни одна из европейских стран не согласна воспринимать советы комитета как обязательные указания. Ведь это лишь экспертное мнение, и не более того. Эти мнения могут даже противоречить международным принципам. Для России это будет серьёзным нарушением национального суверенитета.
Впрочем, не всё так печально, и в стратегии есть свои плюсы. Она в целом нацелена на повышение статуса семьи в обществе, пропаганду отцовства, развитие уровня воспитания детей. Но, вероятно, если бы документ обсудили с общественными организациями и населением России, он был бы куда более проработанным.
Также Госдума рассматривает закон, который предлагает ввести ещё одну форму контроля за неблагополучными семьями – социальный патронат. Возможно, скоро в таких семьях появится соцработник, который приходит каждый день.
- В 2022 году МРОТ могут повысить до 13 600 рублей
- Для регистрации автомобиля потребуется диагностическая карта
- Российское правительство принято решение открыть официальный аккаунт в Telegram
- 2 сентября 30 миллионов пенсионеров получат по 10 тысяч рублей
- Российский кодекс этики в сфере искусственного интеллекта представят осенью