РПЦ не хватает чувства юмора

Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ Фото: Александр Петросян/Коммерсантъ
О том, почему в России происходит клерикализация, а ее противники с введением закона о защите чувств верующих станут только агрессивнее

На прошедшей неделе в Нижегородской области несколько человек пытались поджечь церковь. Пожара удалось избежать, а личности подозреваемых были установлены по «горячим следам». Молодые люди объяснили свой поступок протестом против принятия закона об оскорблении чувств верующих. Согласно информации блогеров, они имеют отношение к «Левому фронту» - радикальной молодежной организации социалистической направленности.

С точки зрения конфликтологии это расчетный результат принятия закона о защите прав верующих. Смысл закона заключался в том, чтобы прекратить критическое обсуждение православной тематики и иметь возможность использовать закон против тех, кто сопротивляется централизованной клерикализации общества.

Почему происходит эта клерикализация? Проблема в кризисе идентичности российских граждан, которая неустойчива и неполноценна. Россиянином себя мало кто считает, русским объявлять себя слишком конфликтогенно, вызываешь подозрение как экстремист, региональные идентичности находятся под пристальным давлением федерального центра. Остается только религиозная идентичность.

Почему для ее инициаторов нежелательно вступать в прямой диалог с общественностью - религиозная идентичность неполноценна, ее мало кто разделяет, она не отвечает экономическому курсу, и это несоответствие постоянно воспроизводит религиозный экстремизм.

В каком-то смысле это шаг назад. Ницше как-то сказал, что человек сделал первый шаг к эволюции, когда вместо камня бросил слово. Сейчас законодатели предлагают вместо слов кидаться камнями, так как церковь органически отрицает какую бы то ни было эволюцию, хоть и социальную. В риторике проповедников мы постоянно слышим заявления, что Россия наоборот загнивает, вырождается и умирает, и таких речей стало все больше. И если до принятия закона самым страшным преступлением против «чувств верующих» было явиться пьяным в храм или посмеяться над Патриархом, то сейчас вандализм в отношении поклонных крестов стал повседневной нормой.

Не сложно представить, кто и что станет в будущем объектами нападений антиклерикалов.

Если нельзя сопротивляться смехом, если закрыта обратная связь церкви с обществом, критика будет и дальше происходить через уничтожение религиозных ценностей и символов. У антиклерикалов будет только одна очевидная и показательная возможность заявить о своих взглядах, которые с принятием закона никуда не делись.

Другими словами, акции вандализма и порчи церковного имущества будут только расти в количестве. Закон предлагает эскалацию насилия, и ситуация взаимного насилия будет только усугубляться.

Не сложно представить, кто и что станет в будущем объектами нападений антиклерикалов. Это, прежде всего, незащищенные объекты: поклонные кресты, деревянные церкви, сельские часовни, отдельные знаковые церковные служители и их имущество, квартиры, дачи, автомашины. При этом вопрос физического покушения на церковников становится только вопросом времени. Первое убийство будет очень шумным. Скорее всего, оно будет совершено по неосторожности. Последующие – даже не будут попадать на первые полосы, так как к ним привыкнут.

Что же говорить про уничтожение имущества, в перспективе это может стать распространенной практикой: от росписей баллончиком с краской стен церквей до поджогов и подрывов конкретных культовых строений. При этом если против строящихся мечетей символическая борьба все еще допустима (например, местные жители, сопротивляющиеся строительству мечети, подбрасывают на место строительства тушу свиньи), то против православия она однозначно будет приводить к рассмотрению дела в логике борьбы с экстремизмом и защиты прав верующих. И против православных сооружений будут применяться именно акции, рассчитанные на уничтожение.

РПЦ если и хочет, то не может перевести конфессиональный конфликт в русло цивилизованного диалога.

Самая крайняя форма антиклерикальной борьбы - когда причинение урона РПЦ будет проходить в форме обязательной инициации при посвящении в члены молодежной организации. После этого ситуация с конфликтом между верующими и неверующими станет неуправляемой и непредсказуемой.

Главная же проблема в том, что РПЦ если и хочет, то не может перевести конфессиональный конфликт в русло цивилизованного диалога. Во-первых, церковь связана догматикой, которая явно расходится с современными концепциями естествознания. А если где-то и не расходится, то у церкви нет возможности вести в этой области просветительскую деятельность – нет квалифицированных кадров, да и слушать попов-просветителей никто не станет, поздно.

Во-вторых, фанатики в принципе не понимают сатирического языка. На страницах Нового Завета - ни в канонической версии, ни в апокрифах - нет ни одного улыбающегося человека, ни одного шутника, нет сцен юмора. А юмор, как известно, это форма преодоления конфликта без насилия.

Читайте все блоги этого автора.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама