«Место для парковки есть всегда»
Движение «СтопХам» работает с 2010 года. Активисты «СтопХам» находят автомобили, припаркованные с нарушением правил, и «украшают» их лобовые стёкла наклейками с надписью «Мне плевать на всех, я паркуюсь, где хочу». Наклейка эта не повреждает поверхность стекла. Но отклеить её – дело получаса, а то и целого часа. Всероссийскую известность активисты «СтопХам» получили после конфликта с женой Тамерлана Мингаева, полпреда Чеченской Республики при Президенте РФ. Участники движения попросили жену полпреда Мадину Мингаеву соблюсти правила парковки автомобиля (она оставила своё шикарное авто на второй полосе, что мешало движению всего транспорта). В ответ Мадина Мингаева пообещала активистам «оторвать ноги, чтобы на руках ползали», и позвонила сыну. Тот быстро подъехал на «порше» с друзьями, так же остановился рядом, нарушив правила парковки автомобиля, и попытался избить активистов. Стоявшие рядом полицейские никаких действий не предпринимали. Извинений от полпреда, его жены или сына в адрес движения впоследствии не поступало. Активисты «СтопХам» продолжают свои акции. На одной из них в Петербурге побывал и «Общественный контроль».
Если есть миллион на машину, найдётся и 100 рублей на парковку, считают активисты «СтопХам»
– Место для парковки есть всегда, – говорит «Общественному контролю» организатор акций «СтопХам» в Петербурге Михаил Агафонов. – Я ведь и сам автомобилист. И меня никогда не утруждает найти место, чтобы соблюсти правила парковки автомобиля. Конечно, в центре сделать это сложнее, чем в спальных районах. Но чаще всего людям просто лень найти подходящее место где-нибудь неподалёку во дворе и затем пройти 300-400 метров. И они бросают машину, где попало. К тому же в центре всюду имеются платные парковки. Возьмём, например, «Галерею». Около неё с нарушением правил парковки стоят автомобили, которые стоят больше миллиона рублей. Неужели у их владельцев нет 100 рублей, чтобы заплатить за 3-4 часа за место на подземной парковке?
Именно у «Галереи» проходила одна из последних акций движения в Петербурге. Активисты «СтопХам» работали почти четыре часа. Они начали движение от Сенной площади, прошли по дворам до станции метро «Адмиралтейская» и оттуда дошли до «Галереи». Именно здесь чаще всего встречаются примеры нарушения правил парковки автомобиля. Машины стояли на тротуаре и на двух полосах проезжей части. И это притом что Лиговский проспект – одна из самых запруженных в городе улиц, да и выезд на Невский с него традиционно затруднителен.
Несоблюдение правил парковки автомобиля опасно для жизни
– В Петербурге водители, что ни говори, более интеллигентные, – отмечает Михаил Агафонов, активист «СтопХам». – В Москве практически каждого можно снимать на видео. Многие водители считают, что пробку обязательно нужно объехать по тротуару, и даже сигналят бабушкам, которым нервничать противопоказано. Другие просто встают так, что рядом уже ни пройти, ни проехать. А стоит подойти к такому автомобилю с наклейкой, как водитель сразу начинает кричать, готов драться или судиться. Он только не готов признать, что нарушение правил – это плохо. Но в Петербурге драка или конфликт – очень редкая ситуация.
Жители Северной столицы иначе проявляют своё несогласие. Например, таксист у Московского вокзала заявил активистам «СтопХам», что те могут наклеить ему две, три или четыре наклейки о несоблюдении правил парковки, но он «из принципа» продолжит стоять на второй полосе на «аварийке». Так на лобовом стекле такси появилась одна наклейка. Впрочем, и на её отклеивание водителю пришлось потратить битый час. Вместе со временем он потерял и клиентов. Завидев активиста «СтопХам», который приближался к авто с новой наклейкой, таксист отказался от своих «принципов», сел за руль и послушно отъехал в сторону на свободное парковочное место у обочины.
– Активисты организовали движение «СтопХам» в Москве после того, как машина сбила одного молодого человека, – объясняет Михаил Агафонов. – Переход был нерегулируемым. Рядом стояла чья-то машина, она была припаркована не по правилам. Из-за неё парень вышел на проезжую часть, не заметив движущийся по дороге автомобиль. Водитель того авто тоже увидел пешехода слишком поздно. Друзья этого погибшего молодого человека и организовали «СтопХам». Затем подразделения движения появились и в других городах России. Я участвовал во всех петербургских акциях, кроме разве что самой первой.
Активисты «СтопХам» – это те, кому надоело хамство на дорогах
Сегодня «СтопХам» уже стал своеобразным брендом. Так, во время петербургской акции водители, лишь завидев активистов с наклейками, сразу же отъезжали в поисках разрешённых парковочных мест. Те же, кто стоял в пробке из-за припаркованных в два ряда автонарушителей, благодарно бибикали активистам и показывали большой палец.
Надо отметить, что теперь в центре Петербурга парковаться на обочине будем за деньги, а парковка не по правилам будет стоить от 5 тысяч рублей.
Обычно на акции «СтопХам» в Петербурге приходит 10-15 человек. Впрочем, недавно в одной из таких участвовало около 70 активистов. Организаторы не ожидали такого ажиотажа и даже немного растерялись. Постоянно напоминали пришедшим, что не нужно выходить всей толпой на дорогу, поскольку это мешает движению, так же как и нарушение правил парковки автомобиля.
– Негативной реакции от водителей всё же больше, чем позитивной, – сетует Михаил Агафонов. – Бывает, люди кричат, мол, вам заняться нечем, лучше бы шли учиться, работать, а купите себе автомобиль – сами будете так парковаться. Но я уже учусь, уже работаю, и у меня уже есть автомобиль. Конечно, бывает, люди приходят, чтобы подраться или засветиться на видео. Но их мы отсеиваем. Среди активистов большинство – успешные люди, водители и пешеходы, студенты и бизнесмены, в общем, все, кому надоело хамство на дорогах.
Справка «Общественного контроля»
Деятельность активистов «СтопХам» В Петербурге прокомментировал председатель комитета по молодёжной политике и взаимодействию с общественными организациями городской администрации Никита Александров. Он заявил, что встретился с ребятами и обсудил общие инициативы. Петербургские чиновники считают, что активисты делают полезное дело, и проблема хамства автомобилистов на дорогах, действительно, существует. В то же время Александров напомнил, что важно не выходить в подобной деятельности за рамки законодательства. При этом московские чиновники стараются игнорировать деятельность активистов и точно не настроены на совместную работу с ними.