Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 89.82
Евро 99.72
Юань 1.25

Смешить душой нараспашку

 W послушал, о чем шутят начинающие комики, которые работают в жанре стэнд-апа

Стенд-ап - жанр юмористического выступления, когда человек стоит у микрофона и рассказывает аудитории о своем, наболевшем - давно завоевал популярность в Америке и Европе. Редкий зритель не видел, например, знаменитое «Шоу Фрая и Лори». W узнал, как стенд-ап понемногу завоевывает и Петербург, и почему юмористы не шутят над политиками.

В полутемном баре у стены сидит молодой человек и быстро пишет что-то в блокнот. Готовится к выходу, сочиняет шутки. Каждый вторник в баре «Типография» проходит Open mic - вечер, на котором любой желающий может попробовать себя в роли стенд-ап-комика. Нужно всего лишь выбрать тему и подготовить небольшое выступление на четыре минуты.

Отличие стенд-ап от «Аншлага», где вроде бы внешне все то же самое - юмористы стоят у микрофона и говорят - в том, что здесь выступающий не рассказывает анекдоты, а говорит о чем-то личном. О том, что его волнует. Будь то расставание с девушкой, повышение цен на нефть или желание похудеть. Ну и требования к качеству шуток в стенд-апе, конечно, же выше.  

Публики на Open mic собирается полный зал, так что новичкам нелегко. Зато победитель получает 5000 рублей. Выбирают его матерые шутники: резиденты Comedy club в Петербурге.  

Компания выступающих очень разношерстная. Учитель географии, сотрудник научного института, студентка, 46-летний любитель походов и мрачный персонаж в цилиндре, очках а-ля Джон Леннон и с тростью.

Все они выходят на сцену под бойкую музыку, хватаются за микрофон (некоторые дрожащими руками) и начинают шутить. Кто-то настолько волнуется, что забывает текст и постоянно подсматривает в шпаргалку. А кто-то выступает не хуже резидентов клуба.

Быть старшей сестрой, значит, быть тираном. Если бы у меня была нефть, меня давно бы бомбила Америка.

Высокий Илья в клетчатой рубашке шутит о том, как правильно существовать в маленьком социуме… очереди.

- Все такие стоят: кто с книгой, кто в телефон играет. А ты ничего с собой не взял, это твоя первая очередь. И тут ты понимаешь - стенды! Только в очереди можно увидеть мужчину, который с серьезным лицом изучает правила дорожного движения для подростков.

Единственная выступающая девушка, Александра, порадовала рассказом о том, какого это - быть старшей сестрой.

- Быть старшей сестрой, значит, быть тираном. Если бы у меня была нефть, меня давно бы бомбила Америка.

Выступали среди прочих и сами резиденты Comedy. Конечно, вне конкурса. Илья Соболев, рассуждая о людях, отказавшихся от семьи в пользу карьеры, показал, что стенд-ап может быть и смешным, и грустным одновременно.

- Есть западный стенд-ап, сатирический. А у нас - это наследство Comedy clab, - говорит один из выступающих Леонид Глазов. - Это определенная стилистика: выход и рассказ о чем-то своем, простом. Я когда в первый раз пришел, мне вообще не хотелось так выступать, хотелось какие-то более изощренные штуки выдумывать. Но ребята из Comedy сказали, что нужно научиться сначала делать что-то простое. С чем-то абстрактным гораздо сложнее зайти на аудиторию. Нужно, чтобы зал верил тебе. Предположим, человек рассказывает о несчастной личной жизни. А потом этот же человек женится, и люди сразу чувствуют ложь, не смеются.

Были на Openmic и грубые шутки, и совсем не смешные, и откровенно пошлые. Но не было ни одной политической.

Были на Openmic и грубые шутки, и совсем не смешные, и откровенно пошлые. Но не было ни одной политической. И это странно, потому что на Западе редкий представитель этого жанра обходит стороной такую важную часть общественной жизни.

- О политике не шутят, наверное, потому что такая страна. Не смешная у нас политика, - считает резидент Comedy club Илья Соболев. - У нас не происходит  ничего веселого, повода пошутить нет. Все поводы достаточно грустные. Хрущев и Брежнев делали какие-то глупости, поэтому про них сочиняли анекдоты. А у нас делают не глупости, а пакости.

-  Может быть, дело в том, что в политике сейчас ничего не понятно? - рассуждает Леонид Глазов. - Если был какой-то вектор движения, всем понятный, это бы обыграли. А так у нас просто нет материала. О чем шутить? О законе против гей-пропаганды? Ну да, он смешной. Даже ничего специально не выдумаешь.

Видимо, все политические шутки переместились пока в интернет. Тут вам и мемы про Путина, и «стишки-пирожки», и демотиваторы. Одним словом, все то, во что переродился некогда очень популярный политический анекдот. А в живом стенд-апе пока только бытовые, личные темы.

И, может быть, дело как раз в том, что со сцены звучали рассказы о понятных всем вещах, но публика встречала каждого выступающего очень уважительно. Даже когда к микрофону вышел молодой человек с явными психическими отклонениями и стал рассказывать, мягко говоря, не смешные вещи, зал не позволил себе ни единого грубого слова. Более того, именно этому молодому человеку жюри в итоге и решило отдать денежный приз.

- Жанр стенд-ап подразумевает, что зритель в зале уважительно слушает незнакомого человека, - говорит Илья Соболев. - Еще несколько лет назад зрителя было трудно заставить слушать. После появления переводов стенд-апа в интернете, люди научились слушать. Но пока еще не в масштабах страны и в основном молодежь. Люди старшего поколения все еще ждут КВН…

Ждут, но, видимо, уже не дождутся. Новый жанр ищет себя в Петербурге. Может быть, и у нас когда-то появятся звезды уровня Эдди Иззарда. Пока же каждый вторник можно приходить и слушать, как юноши и девушки рассказывают о собственной жизни, о личном и пытаются сделать это смешно. У некоторых получается.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Евгений, пиарщик, 24 года Революция - двигатель прогресса?
Самое читаемое
Комментарии