Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.59
Евро 100.27
Юань 1.27

В Петербурге хотели увековечить память гитлеровского «брата по оружию»

 Фото: пресс-служба ЛКСМ Фото: пресс-служба ЛКСМ В конце минувшей недели в Петербурге начал разгораться скандал. В центре города странным образом то появлялась, то исчезала памятная доска бывшему генералу российской и маршалу финской армии Карлу Маннергейму. Добавим, что все происходило на фоне Петербургского Международного экономического форума с присутствием президента, премьера и, практически, всей российской элиты

«Откуда есть пошла…»

Все началось с размещенного на официальном сайте Министерства культуры РФ анонса, в котором сообщалось, что (приводим дословно - ред.) «министр Владимир Мединский примет участие в торжественной церемонии открытия мемориальной доски генерал-лейтенанту русской армии К.Г. Маннергейму».

После этого по городу пошли разные слухи, ведь, многие петербуржцы хорошо помнят, как в 2009 году подобную доску в Петербурге уже пытались установить, но не сделали этого опять же из-за скандала. Против увековечения Маннергейма выступили ветераны, историки, напомнившие, что в годы блокады финские войска под руководством своего бравого маршала обложили Ленинград с севера, то есть, каким бы выдающимся не казался Маннергейм, на его совести - миллионы погибших советских граждан.

Не получилось и на этот раз

Первыми тревогу забили городские комсомольцы, которые гуляя по Английской набережной, увидели на фасаде дома № 32-а уже установленную памятную доску, закрытую материалом. «Она была приготовлена к открытию, а рядом уже репетировал почетный караул», - рассказал корреспонденту OK-inform Егор Мороз, секретарь общероссийской общественной организации «Ленинский комсомол Российской Федерации».

Комсомольцам такой поворот событий не понравился, и противники увековечивания памяти Маннергейма в спешном порядке организовали на Английской набережной одиночный пикет. Все приготовились к тому, что в этот раз организаторы не отступят от задуманного, и начнутся новые протестные акции, но уже на следующий день доска была… демонтирована, а фасад здания заделан свежей штукатуркой.

Установить доску хотели военные

После окончания ПМЭФ-2015, в СМИ появилась информация о том, что мемориальная доска все-таки будет установлена, но в этот раз «с черного хода» Английской набережной - на Галерной, 31. Дело в том, что до революции в этом доме находилась Академия Генштаба, а сам Маннергейм проходил краткосрочные курсы по топографии и фотографии. Однако на Галерной доска так и не появилась. Более того, Комитет по культуре и Комитет по охране памятников, по информации «Общественного контроля», о мемориальной доске узнали из сообщений СМИ.

По закону вопросы установки мемориальных досок в городе рассматривает «Совет по мемориальным доскам», но собирается он очень редко. В Комитете по градостроительству и архитектуре (КГА) рассказали, что в последнее время данный орган не собирался. «Советуем вам обратиться в Министерство обороны РФ, так как они прислали запрос, но уже после того как доска была размещена на фасаде дома», - рассказал источник в КГА.

К сожалению, в военном ведомстве нам не удалось получить однозначный ответ, действительно ли их ведомство было инициатором установления памятного знака. Мы лишь выяснили, что Верховный главнокомандующий и президент России Владимир Путин к Маннергейму относится с уважением. При этом оказывать симпатию российско-финскому генералу-маршалу первые лица нашей страны начали еще в 90-х. Сначала Борис Ельцин прислал венок, чтобы его возложили на могилу Маннергейма, потом Владимир Путин и Дмитрий Медведев лично посещали место, где захоронен «последний рыцарь Европы».

Ранее также сообщалось, что инициатива по установке мемориальной доски в Петербурге принадлежит Российскому военно-историческому обществу (РВИО), но там от данного прожекта также поспешили откреститься. «Установкой доски мы не занимаемся», - рассказали в пресс-службе. «Если мы проводим какие-либо мероприятия, то, как правило, анонсируем их заранее», - рассказал заместитель исполнительного директора Владислав Кононов, пояснив, что членов РВИО много и кто-то из них мог некорректно прокомментировать информацию СМИ, поэтому у представителей СМИ и возникли вопросы именно к военно-историческому обществу. В РВИО не смогли объяснить, почему именно на их организацию ссылаются в минкульте.

Не до Маннергейма

На взгляд экспертов, с которыми мы успели пообщаться, инициатива отметить в Петербурге Карла Маннергейма может привести не осмыслению истории, а к расколу общества. С критикой инициативы выступили и левые и правые, объяснив, что тот, кто выдвинул подобную идею, да еще во время крупного международного форума, думал, мягко сказать, не тем местом.

«Деятельность Маннергейма оправдывают тем, что когда-то он был русским офицером. Но ведь, к примеру, предатель Власов тоже был офицером, но это же не значит, что наше поколение должно его почитать», - уверен Егор Мороз, представитель комсомольской организации, по словам которого, нельзя допустить, чтобы на зданиях, которые помнят суровые блокадные дни, увековечивали память воевавших против России.

По словам краеведа-исследователя, Владимира Чекунова, который к личности Маннергейма относится с большим пиететом, прежде чем вешать мемориальные доски таким неоднозначным деятелям, надо дискутировать, надо открыть архивы, прочитать исторические документы.

«Маннергейм был хитрым, расчетливым, грамотным политиком. Он не был ангелом, но и не был предателем. До революции служил России, потом, после образования Финляндии, принял присягу нового государства. При этом его нельзя назвать русофобом, скорее, антибольшевиком. В Европе его называли «последним рыцарем». Не любил он и Гитлера, хотя два раза встречался с ним, но всячески избегал, считая его выскочкой и плебеем», - отметил Владимир Чекунов, поясняя, что не будь Маннергейма, взаимоотношения России и Финляндии могли быть намного хуже. Это касается и достаточно неприглядного блокадного периода.

В ходе нашего мини-расследования мы не смогли ответить на один из самых важных вопросов, кто же в самый последний момент «тормознул» открытие в Петербурге уже вывешенной памятной доски. Очень может быть, это станет известно в следующий раз.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Филипп, консультант в сфере HoReCa, 40 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии