Глухие стены в Петербурге станут произведениями искусства

Городские чиновники поменяли своё отношение к оформлению брандмауэров с помощью монументальной живописи

Несколько лет назад, когда художники предлагали петербургским чиновникам оформлять глухие противопожарные стены так, как это давно делают в европейских городах, реакция власть имущих чаще всего была такой: «Зачем городу очередные настенные рисунки? Граффити и стрит-арта, граничащих с вандализмом, и так хватает!». Однако некоторые из представителей районных и муниципальных властей рискнули и всё-таки дали художникам-монументалистам поле для деятельности. И, сами того не ведая, оказались новаторами в художественном оформлении городской среды. За ними теперь готовы последовать и другие чиновники, а также многие коммерческие структуры. О том, как украшают петербургские стены, «Общественному контролю» рассказал первопроходец этого вида искусства Илья Тюкин, руководитель мастерской «Арт-фасад», которая только что закончила очередную свою работу: дорисовала прекрасный корабль на брандмауэре в центре Кронштадта.

И из котельной можно сделать арт-объект

– Отношение городских властей к художественному оформлению брандмауэров в Петербурге поменялось, когда они увидели, что именно мы делаем, и поняли, что это красиво, соответствует сложившемуся петербургскому стилю, привлекает горожан и туристов, – рассказывает «Общественному контролю» Илья Тюкин, один из основателей петербургской мастерской архитектурной графики «Арт-фасад». – Более того, мы стали так же интересны крупным девелоперам и застройщикам, которые хотят украсить скучные фасады спальных районов живописными картинами.

Самый первый брандмауэр, стараниями художников превратившийся в произведение искусства, находится на Лиговском проспекте, 183 Б. На глухом фасаде этого здания в 2008 году появилась картина, на которой изображена юная Ассоль, встречающая корабль с алыми парусами на берегу Невы. За этим арт-объектом последовали и другие.

Материалы по теме

Принц опоздал к Ассоль 

Брандмауэр в сквере Виктора Цоя у котельной «Камчатка» украсят его портретом. Где эта улица, где этот дом, где этот сквер… имени Цоя? 

Кстати, художники мастерской архитектурной графики расписывают не только брандмауэры, но и здания котельных, вентиляционные шахты, заборы и прочие технические сооружения. Они, как говорит Илья Тюкин, архитектурой не блещут, но после того, как к ним приложат руку художники, становятся настоящими объектами благоустройства.

– Выделить что-то одно из того, что мы уже сделали в Петербурге, сложно, – говорит Илья. – Потому что мы гордимся каждым нашим проектом, ведь любой из них служит популяризации монументальной живописи. Но если судить по отзывам горожан, то большой успех возымел прошлогодний проект «Книги», когда мы оформили тепловой пункт ГУП «ТЭК СПб» на Российском проспекте, 5. Оформление выполнено с элементами реализма, что позволило на большом открытом пространстве создать занятный трюк со сбивкой масштаба при восприятии прохожих, книг и окружающих домов. Это так называемый стиль тромплей.

Самое сложное – согласовать проект

В сентябре этого года администрация города объявила конкурс эскизов для оформления 32 брандмауэров Петроградского района.

За сезон-2012 в Петербурге и его окрестностях благодаря стараниям Ильи Тюкина и сотоварищей появились картины на стенах четырёх зданий. Последний арт-объект – это корабль, дрейфующий на глухом угловом фасаде Комплексного центра социального обслуживания населения Кронштадта. Всего же мастерская архитектурной графики создала 14 арт-фасадов.

Все проекты по оформлению брандмауэров проходят согласование в комитете по градостроительству и архитектуре. На дома, находящиеся под охраной КГИОП, художники-монументалисты даже не смотрят. Эти ребята уважают законы.

– Созданию любого проекта оформления фасада предшествует процесс изучения окружающей среды, истории конкретного места, ведь роспись должна гармонично вписываться в городское пространство, нести некий смысл, – объяснил Илья Тюкин.

В сентябре этого года администрация города объявила конкурс эскизов для оформления 32 брандмауэров Петроградского района. Мастерская Ильи Тюкина будет в нём участвовать наравне с граффитчиками.

Материалы по теме

Хорошо, когда граффити сделаны красиво. Об искусстве красивого письма. Пётр Чобитько: «Каллиграфия должна быть обязательным уроком в школе»

Архитектурная мастерская Татьяны Славиной дома не расписывает. Дом Рогова уничтожили в одночасье 

Художники и звукооператоры страхуют жизнь чаще других 

– Но одно дело – провести конкурс проектов, а другое – их согласовать, ведь львиную долю времени отнимает не разработка проекта, а как раз его продвижение по всевозможным инстанциям, – считает Илья. – Работая по заказу районов или муниципалитетов, все согласования мы получаем сами. И могу сказать, что очень многое в проектах пересматривается после градостроительного совета, потому что наш вид деятельности достаточно новый, и всем хочется, чтобы арт-объекты в городе не вызывали негативных реакций.

Арт-фасад – это надолго

Говорить о том, что художественное оформление фасадов приносит мастерской архитектурной графики большие прибыли, пока рано. Но дело это достаточно перспективное.

Роспись 300 кв. метров в стиле тромплей обойдётся заказчику минимум в миллион рублей.

Работы по оформлению брандмауэров недешёвые. Роспись 300 кв. метров в стиле тромплей обойдётся заказчику минимум в миллион рублей. На эти деньги разрабатывается эскиз, закупаются краски, арендуется оборудование для работы на высоте, готовится поверхность, если надо – проводится подготовка стен. При этом простая отделка фасада того же размера стоит 300 тысяч рублей. 

– В бюджете Петербурга нет статьи, предусматривающей расходы на художественное оформление стен. Но если бы существовала такая программа, по которой невзрачные строения города можно было бы оформлять, используя исторические сюжеты или, например, социальную тематику, то это сыграло бы на руку и городу, и художникам, – рассказал Илья Тюкин.

При этом простая отделка фасада того же размера стоит 300 тысяч рублей.

По мнению Ильи, роспись фасадов – это отличная альтернатива облицовки фасадов дорогими материалами. Также он отмечает, что картины на стенах прослужат дольше, чем простая штукатурка. Краски, которые используют монументалисты, со временем не выцветают, держатся до восьми лет. Кроме того, на неоднородной поверхности живописной стены не так заметны мелкие трещины и сколы, как на выкрашенном в один цвет брандмауэре.

Не граффити, а академическая живопись

Из-за увеличения объёмов работы мастерская архитектурной графики сейчас ищет новых сотрудников.

– Проблема в том, что в Петербурге художников не учат работать с большими плоскостями, не обучают их современным технологиям использования аэрозолей и аэрографов, – говорит Илья. – Поэтому большинство художников, которые с нами сегодня сотрудничают, начинали свой творческий путь в жанре граффити. Но граффити подразумевает наличие у художника какого-то одного стиля, одной тематики. А то, чем занимаемся мы в мастерской архитектурной графики, требует большей гибкости, большего профессионализма. Это всё-таки ближе к академической живописи. Поэтому мы решили брать талантливых ребят и обучать их работать с масштабами и материалами уже на объектах. Благо, практика позволяет.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама