«Академик Трёшников» готов к 50 суткам при -50 градусах

В церемонии открытия принял участие премьер-министр Дмитрий Медведев

Возрождение российского флота в последние годы связывают в основном со строительством или покупкой военных кораблей. Но накануне предприятие «Адмиралтейские верфи» продемонстрировало, что Россию можно уважать не только за наращивание военных мускулов. Судостроители верфей передали на баланс учёным института Арктики и Антарктики гражданское научно-исследовательское судно под названием «Академик Трёшников». «Общественный контроль» побывал на торжественной церемонии. На ней премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что развитие науки говорит об уровне ценностей в стране и реальном стремлении учёных и власти улучшать жизнь граждан.

Полярные станции пора расконсервировать

До конца 2012 года в полярные программы будет вложено 111 млн рублей, в 2013-м – 150 млн, а в 2014-м – 250 млн.

Судно «Академик Трёшников» получило своё имя в память о знаменитом океанологе, исследователе Арктики и Антарктики Алексее Трёшникове. В своё время учёный и мечтать не мог о сочетании в одном корабле свойств ледокола и лаборатории. В конце социалистической эпохи возможность постройки таких судов появилась. Но с начала 90-х полярники забыли, что такое новые приборы, и даже не мечтали о новых плавсредствах.

– Поздравляю как строителей, так и учёных, – начал свою речь на торжественной церемонии премьер-министр Дмитрий Медведев. – Судов подобного класса в России не вводилось на протяжении последних 20 лет. Сейчас мы увеличим финансирование их строительства и эксплуатации. До конца 2012 года в полярные программы будет вложено 111 млн рублей, в 2013-м – 150 млн, а в 2014-м – 250 млн. Изучение Арктики и Антарктики, данные о климате имеют отношение к любому жителю Земли. А России как великой державе геополитическое присутствие на полюсах очень важно. Только его надо технологически обеспечивать.

Кстати, премьер выступает за то, чтобы с помощью научных судов расконсервировать полярные станции, например, в Антарктиде. Скажем, станция «Русская» начала кое-как работать в 2007 году после пребывания в течение 20 лет в замороженном состоянии. Теперь этому научному центру необходимы элементарные транспортные услуги. Но ранее оказии в Антарктиду случались редко. Прежде всего, потому что судов с неограниченной дальностью похода у России было раз-два и обчёлся.

Материалы по теме

«Гринпис» участвует в мировой кампании за сохранение Арктики. 2 млн человек против 2 нефтяных магнатов: кто кого? 

Петербургу нужен региональный флот 

Символ русской революции спасёт статус «вспомогательного судна ВМФ» 

Уживутся ли в Кронштадте корабли и самолёты? 

На судне есть и вертолётная площадка

Впрочем, новое судно «Академик Трёшников» строилось три года и стоило не какие-то миллионы, которые сулил премьер, а 6 млрд рублей. К слову, есть противники таких солидных трат даже на фундаментальные исследования. Они говорят, что великой державе не помешало бы сперва поддержать своих пожилых граждан, а затем уже думать о геополитическом влиянии.

– Не уверен, что траты на эту лабораторию на воде смогли бы сколь-нибудь улучшить положение десятков миллионов российских пенсионеров, – тем не менее говорит руководитель российской антарктической экспедиции Валерий Лукин. – Если разделить траты на количество людей, которым больше 60 лет, они получат всего по 250 рублей в год.

Новое судно настолько современно, что сможет автономно находиться во льдах больше 50 суток.

По словам Валерия Лукина, новое судно настолько современно, что сможет автономно находиться во льдах больше 50 суток. И это при температуре -50 градусов за бортом.

Также полярники смогут принимать прямо на борт вертолёт. Торжественная церемония, когда капитан «Академика Трёшникова» поднял российский флаг, происходила как раз около вертолётной площадки и вертолётного ангара.

Продовольственную проблему решат в масштабах планеты

– Сдача в эксплуатацию судна важна и с точки зрения соблюдения Россией международных протоколов по охране экологии, – напомнил министр природных ресурсов Сергей Донской. – Я имею в виду, что «Академик Трёшников» сможет наладить коммуникацию между нашими полярными станциями и в том числе вывозить с них мусор, который по экологическим конвенциям нельзя хоронить в вечных льдах.

Всё лето исследовательское судно проходило испытание ходовых, маневренных, вибрационных и других свойств в Финском заливе. Испытания прошли успешно, и теперь, в декабре, когда тёплое время года наступит в южном полушарии, «Академик Трёшников» отправится в свой первый антарктический поход.

Там должны во всей красе проявить себя девять уникальных лабораторий, которые находятся на его борту. Эти лаборатории помогут в прямом смысле углубиться в изучение секретов природы, например, глубоководных течений, которые влияют на миграцию рыбы, её видовое разнообразие, и даже поспособствуют в решении продовольственной проблемы в масштабах планеты.

Материалы по теме

«Пусть видят, что орудия, из которых они стреляют на компьютере, – не игрушки» 

Принц опоздал к Ассоль 

Проскочить под разведёнными мостами – особый смак 

Прокатимся с ветерком по Неве 

Страсти по Валааму 

Материалы по теме
Там, где парковки не растут Фоторепортаж Дениса Тарасова
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама