Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Особенности ручного управления в России

 Фото: Сергей Мамонтов / РИА-Новости Фото: Сергей Мамонтов / РИА-Новости Паводок на большей части ДФО идет на спад, заявил вчера полпред президента Юрий Трутнев. Разбирать дамбы и сокращать материальные компенсации не планируется. Однако не будем забывать о том, что активная помощь пострадавшим в Амурской области началась только после вмешательства президента

Наводнение в Дальневосточном федеральном округе идет на спад. Последняя волна проходит от Хабаровска через Комсомольск-на-Амуре и затапливает окраины города. Почти целиком затопило десяток поселков в округе. Ущерб от паводка огромен, а работ впереди еще больше. Но глава МЧС Владимир Пучков заверил, что 11 тыс. спасателей продолжат в том же составе устранять последствия катаклизма. Они же будут помогать местным жителям в подготовке документов на получение матпомощи и компенсаций за утраченное имущество. Ситуация налаживается. И никто даже не удивляется тому, что налаживаться она стала исключительно после личного вмешательства президента России Владимира Путина.

- Никаких ограничений материальных компенсаций до 50 тыс. рублей на семью, по решению президента, не будет, - заверил накануне Пучков. - Каждый человек получит по 10 тыс. рублей на оперативные расходы.

Как обычно, «по решению президента». Наступит ли тот светлый час, когда столь элементарные решения в России будут приниматься без участия президента страны?..

Наступит ли тот светлый час, когда столь элементарные решения будут приниматься без участия президента России? Напомним, в бассейне Амура на Дальнем Востоке России из-за сильных летних дождей начался паводок. Первой пострадала Амурская область. Вслед за ней затопило Еврейскую автономную область. И, наконец, вода накрыла Хабаровский край. Пострадавших более 120 тыс. человек, среди них более 20 тыс. детей. Под водой оказались десятки тысяч жилых домов и более 1000 социально значимых объектов.

29 августа президент Владимир Путин прибыл на Дальний Восток. В Хабаровске он посетил пункт временного размещения пострадавших. Увидел, как люди там красят стены, голодают и искренне радуются даже порции жидкой каши. На следующий же день во Владивостоке президент объявил о снятии Виктора Ишаева с должности полпреда на Дальнем Востоке.

Новый полпред Юрий Трутнев появился как рыцарь на белом коне, посланный царем для спасения страждущих. Теперь он решает все проблемы затопленного края. При этом за деяния предшественника он, как говорится, не в ответе. И как только выясняется, что очередные граждане не получили материальной компенсации, или им и вовсе отказали в эвакуации, Трутнев тут же исправляет проблему. А что касается виноватого, то он уже вроде как и наказан...

Но прежде чем проблемы паводка на Дальнем Востоке начали решаться, президенту понадобилось подписать отдельный указ «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения…» от 1 сентября 2013 года. В указе 12 пунктов с подпунктам. В них речь идет и о кратчайших сроках устранения последствий паводка, и о необходимости матпомощи и достойных компенсаций, и о личной ответственности полпреда, и даже о восстановлении энергетических и санэпидобъектов.

Новый указ - не что иное как очередной акт ручного управления, напоминание о том, что «большой брат следит за вами, полпред и компания». Между тем, все эти пункты прописаны и дублируют друг друга в других документах. Ведь не впервые же в российской истории случается стихийное бедствие в виде затопления. Все прекрасно помнят, как сравнительно недавно накрыло Крымск. Так что, разумеется, существуют и соответствующие законы - ФЗ №68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», приказ Минздрава РФ №325 «О психологической и психиатрической помощи в чрезвычайных ситуациях...», положения о взаимодействии Минздрава РФ, МВД РФ, МЧС РФ и ФСБ РФ в условиях ЧС и прочие, и прочие законы и приказы. Таким образом, новый указ - не что иное, как очередной акт ручного управления, напоминание о том, что «большой брат следит за вами, полпред и компания».

Путин и сам признает: без ручного управления вертикаль власти в России не работает.

- Где-то система функционирует в нормальном, обычном режиме, но, когда она дает сбой, приходится включать ручное управление, - сказал он в интервью американским журналистам накануне саммита G20. - Когда я летел на вертолете, было впечатление, что летишь над морем. Единственное, что сразу возвращало на грешную землю, это торчащих из моря крыши. Сразу понимаешь весь ужас происходящего.

Так же Путин добавил, что «не стал топать ногами, стучать кулаками и сразу увольнять всех», поскольку узнал, что люди работали с утра до ночи над ликвидацией последствий паводка, и к тому же обошлось без жертв. А может все-таки стоило уволить, если не всех, то хоть кого-нибудь кроме полпреда? Тем более, поговаривают, что паводки стали лишь официальной причиной увольнения Ишаева. На самом же деле, он не исполнил обещания президента касательно развития Дальнего Востока, за что и поплатился. Поговаривают так же, что исполнить эти обещания он не имел ни малейший возможности, в связи с множеством различных обстоятельств... В результате у полпреда возник конфликт с и. о. губернатора Хабаровского края Вячеславом Шпортом, который переизбирается на второй срок, и увольнение полпреда стало неизбежным. А тут как раз случилось наводнение и ужасные условия в пунктах размещения пострадавших. 

Ни одна живая душа не способна ответить на простой вопрос: кого и за что в этой стране увольняют? 

Эта проблема может показаться чужой и непонятной жителю Северо-Западного округа, столь далекого от округа Дальневосточного. Но ведь стихийное бедствие может произойти где угодно. Петербург и вовсе - родина наводнений. К слову, на этой неделе годовщина одного из крупнейших наводнений в городской истории: 10 сентября 1777 года вода в Неве поднималась на 321 см. Ряд экспертов уверены, что в современном мире о наводнении в культурной столице говорить просто смешно. Например, главный синоптик Гидрометцентра Петербурга Александр Колесов напоминает про дамбу, которая полностью защищает город, и для того и строилась.

Однако есть эксперты, которые не разделяют его уверенности. Например, специалисты из бюро по градостроительному моделированию в подобных случаях обращают внимание на то, что защитные сооружения в Петербурге рассчитаны на поднятие воды до 3 метров. При этом в Хабаровске вода поднималась на 7 метров, в результате осадков. Если предположить, что такой же дождь обрушится на Петербург, очевидно: город будет под Невой, а не на Неве. И вот тут-то каждый и сможет ощутить на себе особенности ручного управления в России.

Хаотичность власти в России пугает всех, кроме тех, кому она выгодна.

Ни одна живая душа не способна ответить на простой вопрос: кого и за что в этой стране увольняют? Вы никогда не знаете наверняка, в какой ситуации будут искать непосредственно виноватого - того, кто кормил пострадавших из-за паводка в ДФО баландой и заставлял их красить стены пункта временного проживания. В какой ситуации уволят его начальника, а в какой - обоих, а то и всю вертикаль подразделения. В какой ситуации «полетит голова» полпреда, а в какой (вспомните Крымск) - всех, но почему-то не главы края. 

И когда вы не знаете точно, что уволят вас, вы рассчитываете, что авось «достанется» кому-нибудь другому. И это предоставляет полную свободу действий. 

Хаос - идеальная система для тех, кто не хочет ни за что отвечать. Элементарная альтернатива «ручного управления» - четкая вертикаль, при которой даже ребенок знает, что за баланду уволят дяденьку, который дал ее пострадавшим, и троих его начальников из пункта временного проживания. А за наводнение с жертвами уволят главу края, а не его заместителей. А за серию крупных коррупционных дел место потеряет полпред. Возможна и система, при которой за любую проблему увольняют «самого главного босса», но именно увольняют, а не отпускают, слегка пожурив. Иначе получается как в «песенке чиновника», которая уже стала народной - «Путин страшный, очень страшный, я его боюсь...», боюсь и ворую, боюсь и бездельничаю.

Привычка писать батюшке-царю по любому вопросу - исконно русская традиция. Людям приходится писать именно ему, потому что в России больше никого не «боятся». Законы у нас не страшные, ведь их совершенно необязательно исполнять. Стражи правопорядка в основном тучные люди, приторможенно глядящие куда-то вдаль. Судопроизводители вообще зайчики, а о чиновниках и сказать нечего, кроме того, что это нарицательное уже сродни ругательству.

Всей этой коалиции безобидности крайне выгодно быть таковой. Хаос - идеальная система для тех, кто не хочет ни за что отвечать. Хаотичность выгодна и тем, кто должен все контролировать сверху. Включить «ручное управление» и уволить кого-нибудь - это такой фаст-фуд-героизм, приятный и легкий трудовой подвиг быстрого приготовления.

Планомерно и ежедневно отстраивать вертикаль власти, автоматизировать механизмы ее работы - совсем другое дело. Это уже здоровое питание в политике, такое глобальное усилие, которое, возможно, вообще никто не заметит, кроме историков, которые через 100 лет будут составлять справку о внезапном повышении качества жизни россиян.   

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Иван, битмейкер, 20 лет Сколько стоит образование?
Самое читаемое
Комментарии