Андрей Кончаловский: «В российской культуре происходит то же, что и на Западе»

Андрей Кончаловский Анна Башкирова для ОК Андрей Кончаловский
Режиссёр поделился с журналистами своими взглядами на встрече, приуроченной к его юбилею

В честь 75-летия Андрея Кончаловского в петербургском Доме кино с 20 октября по 10 ноября показывают ретроспективу фильмов всемирно известного режиссёра и обладателя множества кинематографических премий. А 23 и 24 ноября в городе на Неве пройдут гастроли Театра имени Моссовета. На сцене ДК им. Горького московские артисты сыграют два спектакля по пьесам Чехова, постановщиком и сценографом в которых выступает знаменитый юбиляр. На встрече с журналистами Андрей Сергеевич рассказал о том, что думает о российской действительности, свободе и западном кинематографе.

О своих фильмах

Круглая дата – это всего лишь повод собрать в зрительном зале тех, кто любит мои картины.

– Для меня нет никакой разницы – 74 года мне или 76, – произнёс Андрей Кончаловский. – Круглая дата – это всего лишь повод собрать в зрительном зале тех, кто любит мои картины. А ещё – это возможность для молодых людей посмотреть фильмы, которые я снимал, когда их ещё не было на свете или когда они были совсем маленькие.

По мнению режиссёра, кино живёт, пока его показывают на экране и в зале есть хотя бы один зритель. В отличие от книг, которые могут жить под подушкой у читателя.

– Так что цель проведения нынешних юбилейных мероприятий достаточно эгоистична, – заявил Андрей Сергеевич. – Хочу показать то, что достигнуто за полвека моей творческой деятельности, и хочу, чтобы мои работы жили.

О своих спектаклях

Режиссёр не любит давать оценки своим картинам. Так же, как и поставленным им спектаклям. Он считает, что это должен делать зритель. И любое мнение будет верным.

– Мне думается, что у каждого есть своё представление о том, каким должен быть Чехов, – говорит он. – Я вижу его таким, каким вижу. Но ничего не хочу навязывать. Нравится вам «Дядя Ваня» в моей интерпретации – вы правы. Не нравится – тоже правы. То же и со спектаклем «Три сестры», премьера которого состоится в ДК имени Горького 24 ноября. Сам Антон Павлович писал о постановке Станиславским его «Дяди Вани» в Художественном театре, которую, между прочим, принято считать классической: «И дурь, и нравится!». Я считаю, что надо всегда помнить, что Чехов любил три места: цирк, кладбище и дом терпимости. Последнее опустим, чтобы не разрушать образа богообразного интеллигента. Получается, что персонажи Чехова – клоуны на кладбище.

О своём блоге

Андрей Кончаловский известен не только как выдающийся театральный и кинорежиссёр, сценарист и продюсер, но и как публицист. Он ведёт собственный блог, появлению которого в Интернете предшествовали два десятка лет публицистической работы.

– Я определился как консерватор по отношению к истории, и в своём блоге говорю об относительности существующих сегодня идеалов, – объясняет Андрей Сергеевич. – Высказываюсь там примерно раз в полгода, когда мне кажется, что есть некая точка бифуркации, и хочется по этому поводу высказаться. Некоторые критикуют мои выступления, ссылаясь на то, что я обеспеченный человек, что жена меня вкусно кормит и что я жил за границей. Я вообще не считаю, что для того, чтобы понять Россию, надо всю жизнь прожить где-то в российской глубинке. Её умом не понять. Надо в Россию верить.

О российской действительности

– Почитайте дневники Зинаиды Гиппиус, – советует режиссёр. – Всё, о чём она в них говорит, актуально и для наших дней. Россия делится на две составляющие: московская православная Русь, для которой характерен моноцентризм и противопоставление себя Западу, и петровская Россия, построенная по европейскому образцу и давшая нам всё то, чем мы так гордимся и что повлияло на мировую культуру в целом. Помните, Пушкин говорил, что правительство у нас – единственный европеец. Так вот последнего «единственного европейца» расстреляли в Ипатьевском доме.

Сейчас, по мнению Андрея Кончаловского, страна вернулась в Средневековье, в своё естественное состояние архаического общества. Но в этом нет катастрофы. Надо ждать, когда не только в двух столицах, а повсюду вырастет слой россиян, которые захотят участвовать в управлении государством, хотя бы в вопросах контроля бюджета. Нужна революция в самосознании, говорит режиссёр. Ментальность россиян необходимо менять, пусть даже так, как это сделал в своё время Пётр.

О демографической катастрофе

Реформы образования – всё равно, что причёсывать больного вместо лечения.

– Нет у нас гражданского самосознания, – говорит Андрей Сергеевич. – Мы должны понять, как нам воспитать поколение родителей, которые вырастят поколение граждан. А пока мы катимся к демографической катастрофе. В лучшем случае матери и отцы не занимаются воспитанием своих детей, потому что всё время работают. Но чаще институт семьи, который должен давать детям все лучшие человеческие и гражданские качества, распадается из-за пьянства и наркомании. А всякие реформы образования – всё равно, что причёсывать больного вместо лечения.

Режиссёр считает, что развал российской цивилизации неизбежен. Сейчас есть свобода информации, благодаря которой народ начал сомневаться. Догматическая мысль, не терпящая сомнений, этого не выдерживает. Вообще любая архаическая культура не может долго существовать. Как считает Кончаловский, рано или поздно мы либо станем мусульманами, либо ляжем под Китай, либо станем частью Европы. Но русскому всегда было проще договориться с татарином, чем с поляком.

О свободе

Говоря о нынешней ситуации в стране, Андрей Кончаловский не поддерживает тех, кто призывает к свободе.

– Люди стремятся к свободе, так как она даёт им возможность беспрепятственно осуществлять их желания. Но желания разных людей так или иначе начинают противоборствовать. И это уже будет хаос, после которого непременно наступит диктатура. Идея свободы не ведёт к демократии. Демократия – это бюрократия, живущая по законам. Если половина населения страны проявит свою гражданскую позицию, то правительству придётся менять тактику. И вообще, я убеждён, что свободу не дают, а её берут.

О культуре

Однако всё, что сегодня происходит с российской культурой, Кончаловский относит к западным процессам.

– Ещё Солженицын говорил, что западное искусство пожирается рынком, и если искусство становится товаром, то в нём на первый план выходят количественные, а не качественные показатели, – объясняет режиссёр. – Я не хочу делать какие-то прогнозы, но в нашей культуре происходит всё то же самое, что на Западе. Потому что российская культура – производная Европы. Эрозия, которая происходит сейчас на Западе, происходит и у нас.

Слово «актуальность» Андрей Кончаловский считает неподходящим для искусства.

– Искусство – это чувства, которые рождают мысли. Они неподвластны моде. Ведь ей свойственно умирать, а человек-то остаётся. И если вы можете сказать людям что-то старыми формами, то вы делаете это.

О планах на будущее и «Ленфильме»

Хочу рассказать о судьбе деревни, которая исчезает, а люди остаются. И остаются людьми.

В голове у режиссёра много творческих задумок. Сейчас он ищет людей, которые снимутся в его деревенском проекте.

– Обычно сначала пишется сценарий, а потом подбираются актёры, – говорит Андрей Сергеевич. – Но я хочу сначала найти тех, кто сыграет в моём проекте, не профессиональных актёров, а простых людей, живущих в российских деревнях. И когда я их найду, то выстроится структура фильма. Я не знаю, что из этого выйдет, но знаю, какой фильм хочу. Хочу рассказать о судьбе деревни, которая исчезает, а люди остаются. И остаются людьми.

Кончаловский прокомментировал и назначение Фёдора Бондарчука на пост председателя совета директоров «Ленфильма».

– Соперничество между Москвой и Петербургом давнее, и от него трудно уйти, но в этой конкретной ситуации важно понимать, что Фёдор Бондарчук – хороший бизнесмен. Совет директоров «Ленфильма» должен заниматься именно финансовой стороной вопроса, организовывать производство, развивать экономику предприятия. Пусть хоть сериалы для других стран на «Ленфильме» снимают, главное – укрепить финансовую базу. И тогда хорошее кино здесь тоже будут снимать. Не думаю, что совет директоров, который возглавит режиссёр, будет вмешиваться непосредственно в процесс творчества.

Материалы по теме

«Ленфильм» как пирог 

«Ленфильм-студио»: деньги появятся, но сохранится ли дух великой мастерской? 

На «Горьковской» покажут большое кино

Заглянуло ли кино внутрь человека? 

Третий петербургский кинофорум: значит, это кому-нибудь нужно?.. 

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама