Куклы против апокалипсиса – на выставке «20.12. Начало»
Цель новой выставки, открывшейся в галерее на Большой Морской, – сказать решительное нет концу света. Но не ради того, чтобы поддержать петербургских депутатов, стремящихся запретить любые публичные разговоры об апокалипсисе. А ради того, чтобы заявить: после каждого конца наступает своё начало.
Как пояснила Варвара Скрипкина, ежегодно к 20 октября – дню рождения Галереи кукол на Большой Морской – художники-кукольники делают работы по определённой тематике и выставляют их в центральном зале.
– Ещё до наступления 2012 года нас стали пугать концом света, а мы в него верить не хотим, – объясняет Варвара. – После конца непременно следует начало. А тема начала – обширная. И созданные в честь 9-летия галереи работы 23 художников это доказывают.
Как только художники-кукольники её устроили, бумажные десятирублёвки вернулись в обращение. Совпадение или нет?
Кстати, в прошлом году выставка по случаю дня рождения Галереи кукол называлась «Чур, деноминация, или Памяти бумажного червонца». Как только художники-кукольники её устроили, бумажные десятирублёвки вернулись в обращение. Совпадение или нет? Но в мире кукол часто случается нечто мистическое…
Например, как-то сидели у Варвары художники с киностудии. Для фильма «В ожидании чуда» им нужны были авторские куклы, и Скрипкина согласилась дать свои работы напрокат. Кукольница с киношниками составила договор аренды, в котором указала общую стоимость всех арендуемых кукол. И тут к ней пристал один из посетителей.
– Он интересовался, сколько стоит кукла, которая на самом деле не продавалась, – вспоминает Варвара Скрипкина. – Чтобы он отстал, я назвала сумму в 20 тысяч долларов и предупредила, что курс у нас завышен. Мужчина сказал, что готов отдать 15 тысяч долларов за эту куклу прямо сейчас, попросил её завернуть, а сам куда-то вышел. Я ему не очень-то поверила, но он вернулся с разменянными по завышенному курсу деньгами. Деваться было некуда. Причём, у меня тогда был какой-то безденежный период, а сумма, которую принёс человек, была почти такой же, что мы до его прихода прописали в договоре со съёмочной группой картины «В ожидании чуда»...
Да, случается, невзначай зайдя в галерею, человек понимает, что влюбился. В куклу. И хочет её приобрести, даже несмотря на то, что она дорого стоит или вообще не продаётся.
– Правда, после того случая я не называю цены тем куклам, с которыми не хочу расставаться, – признаётся хозяйка галереи на Большой Морской. – Я бы вообще никого не продавала, если бы кушать не надо было. Хотя и бизнесом моё кукольное дело особо не назовёшь…
Невзначай зайдя в галерею, человек понимает, что влюбился. В куклу.
По словам Варвары Скрипкиной, в кукольном деле самое главное – идея. Если она есть, то ты приложишь все усилия, чтобы кукла получилась. Художник-кукольник не делает красивую игрушку, а создаёт объект, который вдохновляет, смешит или пугает, заставляет задуматься о чём-то вечном и глубоком. Причём, очень важно придумать оригинальное название для своего произведения.
– Если вы обратили внимание, наши куклы трудно назвать красивыми, – говорит Варвара Скрипкина. – Заходила к нам однажды в галерею такая сильно красивая и сильно богатая барышня и всё удивлялась, почему у нас куклы такие страшные. А я ей ответила, что они не с обложки глянцевого журнала, а из реальной жизни. Трогательные, забавные, чудные… Их покупают коллекционеры и те, кто хочет сделать подарок человеку, у которого всё есть и которого трудно удивить.
В общем, куклы в Галерее на Большой Морской, 53 разные и каждая – в единственном экземпляре. Но среди них никогда не увидишь мрачных окровавленных монстров. Это принципиальная позиция хозяйки.
Материалы по теме
Больше ни слова о конце света
Выставка «Коты для умножения доброты». День открытых зверей
Кошка как музейный экспонат
В Петербурге откроется новый музей искусств