Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 93.44
Евро 99.58
Юань 1.29

Ваш аккаунт тут не стоял

 Фото: OK-inform Фото: OK-inform Смольный рассказал, как удалось в 2016 году решить проблему электронной записи детей в первые классы, почему виртуальные врачи «временно недоступны» и по какой причине популярны лишь определенные госуслуги

В ночь на 20 января не спали чиновники и родители

Впервые за последние несколько лет запись будущих первоклассников обошлась без костров близ школ и многофункциональных центров (МФЦ) и обвала сайта госуслуг. Первый заместитель директора Санкт-Петербургского унитарного предприятия «СПб информационно-аналитический центр» Комитета по информатизации и связи Юрий Захаров рассказал, как это удалось сделать, а также раскрыл некоторые секреты работы электронного правительства.

Так, по словам Юрия Захарова, вопросом номер один, начиная с февраля 2015 года - то есть с грандиозного скандала с провалом электронной записи будущих первоклашек - было создание нового формата портала с адекватным программным обеспечением.

«Для нас это было точкой отсчета: что сделано с февраля 2015-го? - рассказал Юрий Захаров. - Мы проанализировали причины обвала. Оказалось, что были и попытки навредить, и одновременные заходы на сайт с единой точки… После этого мы полностью переписали программы, поставив новую - собственного производства. Перенесли всю информацию на новый сервер, а также физически разделили базы данных».

В ночь на 20 января все профильные чиновники не спали и с тревогой ожидали, выдержит обновленный сайт или нет? Оказалось - выдержал. Чиновник уточнил, что на «работу над ошибками» дополнительные средства не тратились

Юрий Захаров не скрывает, что в ночь на 20 января все профильные чиновники не спали и с тревогой ожидали, выдержит обновленный сайт или нет? Оказалось - выдержал. Чиновник уточнил, что на «работу над ошибками» дополнительные средства не тратились.

«Мы ждали нуля часов и 9 утра - когда открылись МФЦ. Сегодня уже ясно, что в самую пиковую фазу сайт использовал всего 30% своих возможностей, а дальше работал примерно с 10-процентной загрузкой. По данным на 21 час 20 января было подано 11,5 тысячи заявлений от родителей, а затем стали добавляться по 200-300».

Однако в целом Юрий Захаров с некоторым сожалением отмечает, что портал госуслуг в Петербурге востребован совсем не так, как бы хотелось. И это при том, что петербургское электронное правительство было первым в стране - его создали еще в 2007 году.

«За это время его посетили около 7 млн человек. Но, конечно, хотелось бы большей активности. Проблема в том, что граждане не доверяют именно порталу госуслуг и предпочитают идти в МФЦ. Но ведь МФЦ и портал - это единая система, и все, в конечном счете, стекается на портал! - рассказал Захаров, уточнив, что специалисты ИАЦ сами ничего не создают и не придумывают, а лишь автоматизируют тот алгоритм действий по любому вопросу, который утверждает правительство города и страны. Поэтому все ссылки на то, что порталу люди не доверяют, а вот живым людям в МФЦ доверяют, попросту наивны. При этом Захаров уточнил, что подобная система слияния МФЦ и портала госуслуг действует только в Санкт-Петербурге и Чечне. Во всех прочих регионах порталы и МЦФ разделены.

История электронного вопроса

Принцип так называемого «одного окна» начал разрабатываться в 2007 году с подачи тогдашнего президента Дмитрия Медведева. Концепция предусматривала, что уже в 2009-2011 годах с бумажной бюрократией будет покончено полностью и окончательно. В 2009 году правительство утвердило итоговый план перехода органов исполнительной власти на федеральном уровне на предоставление госуслуг в электронном виде. Централизованным созданием подобных региональных порталов с 2010 года стал заниматься «Ростелеком». На тот период стоимость Единого (федерального) портала госуслуг (ЕПГУ), по одним данным, составила 100 млн рублей, а по другим, в итоге он обошелся бюджету в 3 млрд рублей. Сколько стоит петербургский портал госуслуг, достоверно неизвестно и по сей день.

В Санкт-Петербурге было еще одно любопытное ноу-хау, о котором, наверное, уже мало кто помнит. В 2011 году город заполонили первые предвестники электронного правительства - будки, похожие на туалетные кабинки, с надписями «Госуслуги». С начала 2010 года их установили в городе 20 штук, каждая обошлась бюджету в 400 тысяч рублей. Предполагалось, что граждане, не имеющие доступа к сети Интернет, смогут оплатить в таких будках штрафы и налоги. Однако ни одна из этих будок так ни дня и не работала. Куда делись деньги, остается только догадываться.

Предполагалось, что граждане, не имеющие доступа к сети Интернет, смогут оплатить в таких будках штрафы и налоги. Однако ни одна из этих будок так ни дня и не работала. Куда делись деньги, остается только догадываться

На протяжении нескольких лет только ленивый не пинал громкий проект под названием «электронное правительство в действии». Люди жаловались на невозможность даже для продвинутых пользователей пройти невообразимые лабиринты регистрации, необходимость переведения в электронный вид множества документов, ограниченность сроков пользования услугой (с одной стороны) и чрезвычайно длинными (2-3 недели) сроками ожидания регистрации.

Например, молодая мама Наталья Константинова в 2013 году решила оформить единовременное пособие на рождение ребенка через петербургский портал госуслуг. Заполнила, как положено, электронную форму регистрации на сайте, через положенное время пришло уведомление: «Уважаемый заявитель! Ваша электронная заявка по услуге "Единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка" зарегистрирована на Портале. Номер электронной заявки - такой-то. Для продолжения процесса предоставления государственной услуги ожидаем вас в отделе социальной защиты населения… В случае вашей неявки в течение 30 дней ваша электронная заявка будет удалена и процесс предоставления услуги запущен не будет. Срок исполнения услуги исчисляется с момента вашего посещения уполномоченной на оказание услуги организации».

Когда Наталья добралась до отдела соцзащиты, то после многочасовых мытарств по кабинетам выяснилось, что «сайт - бесполезная вещь и не действует для получения пособий, проще подавать все документы в окно». Спустя некоторое время Наталье сообщили, что ее заявка по причине неявки аннулирована. В аналогичной ситуации оказывались и молодые родители, пытающиеся записать детей в детсад или школу, и пациенты госучреждений, и прочие граждане.

Вот какой любопытный ответ получил петербуржец Илья, пытающийся получить госуслугу через сайт в том же 2013 году: «К сожалению, в настоящий момент реализация электронных услуг полного цикла для физических лиц (без посещения какого-либо государственного органа/учреждения) невозможна, так как подтверждение юридической значимости процедуры подачи документов возможно только с помощью вашей личной подписи. Заявление, не заверенное вашей личной подписью, не имеет никакой юридической силы, и именно поэтому вы вынуждены посетить государственный орган уже после подачи электронного заявления и отправки отсканированных форм документов. Для реализации электронной услуги полного цикла необходимо наличие электронной цифровой подписи (ЭЦП), но процедура выдачи таких ЭЦП в настоящий момент находится на стадии доработки в федеральных органах власти и законодательно до конца не закреплена. В связи с чем Санкт-Петербург не имеет возможности самостоятельно реализовать электронные услуги полного цикла».

По данным на 1 января 2016 года, на портале госуслуг зарегистрировано около 18% населения Петербурга

Сегодня, по словам Юрия Захарова, ситуация изменилась. Однако совсем не так, как хотелось бы. В настоящее время на портале представлено более 300 видов госуслуг, однако более-менее активно граждане пользуются лишь несколькими: вышеупомянутой записью детей в детские дошкольные и учебные заведения и услугами социальной сферы. Все остальные сотни услуг популярностью, увы, не пользуются. Например, регистрацию транспортных средств осуществили всего 3% заявителей, штрафы оплачивает еще меньшее количество граждан. Комитет ЗАГС предлагает 11 услуг, а востребована только одна - подача заявлений на брак, и то несколько дней в году. Много проблем и с электронной записью к врачу, да и с другими услугами. Массу возможностей предлагает Пенсионный фонд, однако граждане по привычке идут в «живые» очереди. По данным на 1 января 2016 года, на портале госуслуг зарегистрировано около 18% населения Петербурга.

«Вопросы автоматизации зависят от того, как изначально написан исходный документ и как профильное ведомство занимается этим вопросом. Например, у нас полное взаимодействие с Комитетом по соцполитике, налажен контакт с Комитетом по образованию, работаем с Комитетом по здравоохранению, но вопрос до совершенства не доведен. К сожалению, по рейтингу мы не в лидерах. Но мы над этим работаем!» - заверил Юрий Захаров.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Евгения, пенсионерка, 67 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии