Ценность двух сырков и миллиарда рублей
Слово «амнистия» вызывает у каждого свои ассоциации: 89-ый год и освобождение военнослужащих, якобы совершивших преступления во время афганской войны, или фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…», где свою последнюю роль сыграл Папанов, или конец 90-ых и начало 2000-х с амнистиями в Южном федеральном округе «в целях достижения гражданского мира и согласия», или просто снисхождение, шаг навстречу определенной социальной группе. Но нынешняя экономическая амнистия особенная. Так, по данным ВЦИОМ, ее поддерживают только 33% россиян. Остальные же либо против, либо затрудняются с ответом. Вызывает недоумение и столь небольшое количество амнистированных - тех, кому разрешили откупиться.
Экономическая амнистия в России действует почти три месяца и продлится до конца года. Постановление «Об объявлении амнистии» Госдума приняла 2 июля. В этот раз, впервые в нашей истории, для решения вопроса об освобождении заключенного совершенно неважно, как он вел себя, как давно сидит и насколько спорным был его приговор. Условие выхода на свободу одно - возврат похищенного и полное возмещение всех возможных убытков и ущербов.
Таким образом, если человек осужден по 27 статьям УК, - среди них уклонение от уплаты налогов, нарушение авторских и смежных прав, мошенничество в сфере кредитования, незаконное предпринимательство и прочее, - а также если раньше к уголовной ответственности он не привлекался и, что главное, заранее позаботился о денежке «на черный день»… добро пожаловать на свободу!
Таких счастливчиков должно бы набраться около 10 тыс. человек. Однако сегодня, по истечении трети срока амнистии, их всего 780. Эту цифру на минувшей неделе озвучила Генпрокуратура.
- Из освобожденных почти 310 человек совершили преступления, предусмотренные статьей 159.1 УК РФ, мошенничество в сфере кредитования, - уточнили в ведомстве. - Еще 145 лиц привлекались по статье 146 УК РФ, нарушение авторских и смежных прав. Около 120 граждан - по статье 171 УК РФ, незаконное предпринимательство, а также почти 60 человек - по статье 159.4, мошенничество в сфере предпринимательской деятельности.
В Генпрокуратуре добавляют, что при проверках нередко обнаруживаются попытки амнистировать людей бесплатно, то бишь без положенного «откупа». Один из таких случаев произошел в окрестностях Астрахани. Там местный прокурор заблокировал решение начальника УФСИН. По нему на свободу мог выйти мужчина, осужденный за уклонение от уплаты налогов в размере 16 млн рублей, и так их и не выплативший.
Так же в регионах пытаются амнистировать заключенных, которые привлечены по нескольким статьями, но не все из них входят в список положенных к освобождению. Такие случаи, в том числе, были зафиксированы и в Петербурге.
Традиционно амнистия - это акт милосердия в честь какого-то события, в честь важной даты для страны, или же аналог реабилитации, как в случае с политзаключенными. Так или иначе, что-либо всегда объясняет смысл и причину амнистии.
В данном случае, это деньги. И, как мы видим, только 33% россиян приемлют такой смысл. Оно и понятно: если амнистия - аналог справедливости, то деньги - никак нет. «Откуп» как условие многим не позволяет попасть под амнистию.
К тому же общество приучено к мысли, что любой предприниматель есть жулик. Даже если он родился в семье пианиста и поэтессы, а бизнес поднял исключительно из привычки работать с утра до ночи с перерывом на пять часов сна. И даже если «общество» теперь работает у этого предпринимателя, и живет на налоги, которые он отчисляет в бюджет, люди все равно найдут причину назвать его жуликом.
А можно ли в России торговать, не нарушая закон? Любой бизнесмен, имеющий дело с внешней торговлей, после первого же бокала вина начинает рассказывать вам, как попытался соблюдать таможенные правила и «попал» на 3 млн рублей как минимум. И больше он соблюдать ничего не пытается. Только выживает.
Любой фермер, и без бокала вина, просто при продаже своего продукта на какой-нибудь открытой ярмарке, поведает, как регулярно над фермерскими хозяйствами летает вертолет, вестник рейдерского захвата. И все знают, что не пройдет и недели, как очередной участок станет «чужим». И никто ничего не сделает, даже пытаться не станет.
Любая женщина, которая к 50 годам решила-таки открыть свое дело, - будь то частный детский садик, швейная мастерская или пирожковая, неважно, что именно - в красках опишет вам, как изучала 800 подзаконных актов, чтобы пройти 38 контролирующих органов, но в последнем, 39-м, намекнули на такую сумму, что она крепко задумалась.
Экономическая амнистия, действительно, начинает выглядеть как милосердие в нашей стране, где за два сырка, украденных в гипермаркете, бабушку вызывают в суд, во время которого она умирает от инфаркта, а за миллиарды похищенных рублей вору отдают дань уважения и почета.
Примечательно, как на амнистию реагируют политические силы. «Левые» добротно отыгрывают привычную роль перед своим электоратам: возмущаются о бизнесменах-ворах, а вор должен сидеть в тюрьме. «Правые» либералы пассивны: бизнесмены в общей массе им не интересны, а вот если бы под амнистию подпадал Ходорковский… «Центристы» приводят всевозможные доходы «за»: надо поддержать бизнес, надо проявить доброту, надо вернуть отцов в семьи.
Но никто не говорит о том, что нужно на самом деле: коренная реформа судов и, как результат, изменение условий работы современного бизнеса. На Международном экономическом форуме в Петербурге президент, казалось бы, на необходимость такой реформы указал. Но мы знаем, как исполняются президентские указы.
Простым россиянам, по большому счету, нет дела до условий экономической амнистии. Людям нужна работа и справедливость.