Россияне рассудят архитекторов

"Студия 44" "Студия 44"
Управление делами президента России выставило на общественное обсуждение проекты архитектурной концепции судебного квартала на месте «Набережной Европы», где должен разместиться пока не созданный высший суд

Градозащитники признали наиболее удачными самый консервативный проект ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца» и самый революционный - ООО «Архитектурное бюро «Студия 44». 

Неоклассическая набережная

Итоги первого этапа архитектурного конкурса были подведены 16 сентября. Конкурсная комиссия под руководством главы управделами президента Владимира Кожина (помимо чиновников и профессиональных зодчих в нее входили директора крупнейших музеев и известные артисты) рассмотрела восемь проектов и выбрала концепции ООО «Архитектурная мастерская М. Атаянца», ЗАО «Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры», ООО «Архитектурное бюро «Студия 44», ООО «Евгений Герасимов и партнеры».

Все четыре мастерские находятся в Петербурге. Предварительный отбор не прошли проекты бюро петербуржцев Евгения Меркурьева, Владимира Григорьева, москвича Михаила Посохина и француза Жана-Мишеля Вильмотта. Сегодня концепции победителей разместили на сайте Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина, параллельно экспозиция проектов открылась в петербургском Доме архитектора. 

По условиям конкурса зодчие должны были предусмотреть в своих концепциях здания для высшего суда, судебного департамента, жилье для их сотрудников, медицинский комплекс и театр танца Бориса Эйфмана. Медицинский центр следовало разместить в здании Тучкова буяна, складах XVIII века (архитектор Антонио Ринальди). Всего площадь территории, отведенной под застройку, составляет около 10 га.

Представленные проекты можно условно разделить на классицистические (мастерские Атаянца и Герасимова) и модернистские («Студия 44» и бюро Земцова). Концепция Атаянца выдержана в неоклассическом стиле, с использованием дорического и коринфского ордеров. Вход в комплекс с площади Академика Лихачева оформлен пропилеями, роль которых играют здания Судебного департамента.

Как подчеркивают авторы в пояснениях к проекту, их небольшая высота позволяет сохранить вид на Князь-Владимирский собор с Дворцовой набережной. Далее идет здание высшего суда. В центре квартала располагается театр, полукруглый фасад которого выходит на проспект Добролюбова, и жилье между театром и набережной. Между дворцом спорта «Юбилейный» и Малой Невой находится медицинский центр. По замыслу Атаянца, необходимо восстановить здание «шофной», которая находилась рядом с Тучковым буяном и была разобрана в 1920-е годы. 

Театр и бульвар как доминанты

Мастерская Герасимова разработала два проекта на выбор. В обоих вариантах архитектурной доминантой стало отдельно стоящее здание театра.

В одном из проектов оно расположено со стороны проспекта Добролюбова, в другом - в центре комплекса. В первом случае театр играет роль композиционного центра площади, во втором он окружен зелеными насаждениями. В обеих концепциях театральное здание в плане представляет собой эллипс.

- Фасады жилых домов вдоль набережной решены в традиционной исторической стилистике и за счет изменения масштаба членения, а также разновысокого силуэта обеспечивают плавный переход новой части комплекса к зданию Тучкова буяна, - подчеркивают авторы в пояснениях к концепции.

«Изюминкой» проекта бюро Земцова считается бульвар длиной 400 метров и шириной 60 метров, который будет расположен на набережной. Остальные здания планируется компактно разместить вдоль проспекта Добролюбова. В остальном проект представляет собой современную архитектуру без особых изысков, а здание театра планируется построить с прозрачными стенами. 

Никаких имитаций, только модерн

«Студия 44», которую возглавляет бывший председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников Никита Явейн, представила, наверное, самый модернистский проект.

Здания предлагается построить с огромными окнами, а комплекс разделить на три части каналами.

- Для придания застройке ансамблевого звучания в настоящей концепции широко и в различных вариациях использован мотив колоннад, аркад, открытых и крытых галерей, трактуемых в духе безордерной классики, - поясняют архитекторы. - Они и маркируют, и размывают границу между зданием и окружающей средой, определяют ритмический строй и пластику фасадов.

Заместителя председателя Совета по сохранению культурного наследия Петербурга Михаила Мильчика «классицистические» концепции не устроили.

- Это место предельно ответственное по понятной причине: на другой стороне Невы Биржа и Зимний дворец, - отметил эксперт. - Этот комплекс должен быть дополнительным, вторичным, с минимальным количеством акцентов. Меня не устраивают эпигонские проекты. Проект Атаянца повторяет тему Биржи, имитирует стилистику начала XIX века. По этим же самым причинам меня не устраивает проект Герасимова. Правда, он имитирует сталинскую неоклассику.

Из двух оставшихся более предпочтительным Мильчик считает проект «Студии 44». По его мнению, в нем минимизировано вторжение в «открыточные» панорамы города.

- Он выполняет функцию фоновой архитектуры, - подчеркнул зампред совета. - И еще мне импонирует то, что там нет ярко выраженных вертикальных акцентов.

Важность визуального коридора

Иной точки зрения придерживается заместитель председателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Кононов.

- По архитектуре мне ни один проект не понравился, а по градостроительным подходам понравился проект Атаянца, - признался он. - Это единственный проект, где последовательно проведена идея важности визуальных коридоров, в первую очередь, на Князь-Владимирский собор. В нем все сделано для того, чтобы эти визуальные коридоры были открыты. Там идет постепенное повышение высот от Биржевого моста к «Юбилейному». А по архитектуре все проекты нуждаются в тщательной доработке. Но это пока еще концепция, так что у победителя конкурса будет возможность усовершенствовать свой проект. 

Оставлять отзывы о концепциях россияне смогут до 23 октября, после чего конкурсная комиссия должна будет объявить победителя.

Справка OK-inform

Судебный квартал планируется построить на участке «Набережной Европы» - нереализованного проекта комплекса офисной и жилой недвижимости «ВТБ-Девелопмент». Идею объединения Верховного и Высшего арбитражного судов РФ на Петербургском международном экономическом форуме в июне озвучил президент России Владимир Путин. Стоимость переезда оценивается примерно в 50 млрд долларов. Еще около 11 млрд придется заплатить ВТБ за участок. Строительство судебного комплекса планируется начать в 2014 году, продлится оно полтора-два года.

Материалы по теме
Комментарии
Опрос
Рассчитываете ли Вы на достойную пенсию от государства?
Реклама