Денис Кучеренко: «Для меня тело – это холст»
Тату-салон – это и творческая мастерская, где рождаются шедевры андеграундного искусства, и ярмарка тщеславия художника, реализующего свои амбиции, и салон красоты, где мастера делают ярких красавиц из серых мышек, и даже кабинет психотерапевта, в котором «больные» пытаются решить внутренние проблемы. Денис Кучеренко рассказал W о разных ипостасях мастерства художественной татуировки.
«Почеркушка» и «загогулина» – жанры татуировки
– Давай для начала разберёмся с терминами. «Бить», «колоть», «тату», «портак», «наколка»… Что из этого у профессиональных татуировщиков в ходу, а что под запретом?
– Не могу сказать, что какие-то слова под запретом, мы на самом деле смеёмся над некоторыми (типа портак, или некачественная татуировка) – это гоп и устаревший жаргон. Между собой можем использовать эти жаргонизмы, но только в шутку. В быту применяем слова и сочетания слов: «сделать татуировку», «тату», «картинка», «почеркушка» (надпись), «загогулины», «закорючки» (маленькие чёрные штуки).
– Расскажи, как ты стал татуировщиком?
– Примерно в 2000 году на каком-то празднике товарищ показал машинку и свои некачественные татуировки – меня это заинтересовало. На следующий день я собрал из ручки и магнитофонного моторчика свой первый инструмент. А первую татуировку я сделал вручную, иголкой – бил сокурснику букву, часа два (сейчас подобный размер сделаю за 10 минут). Вообще я люблю рисовать, а на коже это делать ещё интересней – картина остаётся на всю жизнь.
Над татуировщиком довлеет ответственность перед собой
– На каком этапе профессионального пути ты стал не бояться за результат, а был уверен в нём?
– За 10 лет я сделал больше тысячи татуировок. Но иногда неуверенность посещает и сейчас, особенно при работе со своими эскизами. Потому что они рисуются из головы, и не всегда чётко понимаешь, где какой цвет, тон нужно нанести.
– Как ты считаешь, многие татуировщики думают о том, что цена их ошибки высока (в смысле перебивать больно, дорого, а иногда и невозможно)?
– Татуировщик должен чувствовать ответственность только перед собой. Сделаешь плохо – будет стыдно за низкий профессионализм.
Андеграундное тату-искусство
– Татуировщик должен быть художником?
– Это идеальный, но редкий вариант. Есть такой жанр, как ходовая татуировка, – работа по готовым эскизам, шаблонам. Для этого достаточно быть копиристом, уметь срисовывать. Если твоя цель – заработать денег, то можно быть таким «ремесленником». Но это скучно.
– Можешь назвать процент ремесленников и настоящих художников в среде татуировщиков?
– В России – 90. Это не значит, что они плохие мастера: их работы порой отличны, просто они работают по чужим эскизам, не рисуют, копируют образы, не развиваются как художники.
– Значит, татуировка позволяет развиваться художнику как профессионалу и является, по сути, «сестрой» в ряду живописи, графики, скульптуры и т. д.?
– Конечно! Просто из-за стереотипов она относится, так сказать, к андеграундному искусству. Эта та же живопись, только вместо бумаги или холста – кожа.
– Ты бы хотел когда-нибудь как художник устроить персональную выставку, собрав в одном месте и в одно время свои ходячие холсты?
– Хотел бы персональную выставку обычных холстов, не людей. То есть дорасти до выставки своих рисунков. А так по всему миру проводятся всевозможные тату-конвенции, на которых можно показать свои работы по коже.
Тело для татуировки, а не татуировка для тела
– О чём в первую очередь должен думать художник-татуировщик, приступая к написанию картины на коже?
– Расположение, композиция, колористика.
– Вписывает ли художник татуировку в уже сложившийся образ татуируемого?
– Иногда да. Но я не подстраиваю татуировку под носителя, скорее, потом носитель будет подстраиваться под неё. Если честно, я использую клиента как холст и не провожу бесед, чтобы понять, что именно нужно сделать для создания образа, похожего на носителя. Рисую для себя, рисую так, как бы хотел сделать себе, и это считаю правильным. В итоге выигрывают обе стороны: я, создавший картинку, которая меня радует, и клиент, получивший рисунок намного лучше ожидаемого.
– А как тогда ты понимаешь, какой рисунок клиент ожидает, если не проводишь с ним предварительных бесед?
– Если я работаю по своим эскизам, то изначально клиенту нравятся мои работы.
– Но тогда получается, что ты удовлетворяешь свои амбиции, а не желания клиентов?
– Естественно, свои амбиции. И в этом выигрывает и клиент, и я. Работа получается лучше, нежели я бы подстраивался под клиента.
Почерк татуировщика
– Расскажи об авторском рисунке. Татуировщик, который делает оригинальные эскизы, в среде татуировщиков находится на более высокой ступени профессиональной «иерархии»?
– Мы все друг друга уважаем. Мне просто самому комфортней и интересней работать по своим эскизам, продумывать их. Приятно, когда работу узнают по почерку.
– В чём особенность твоих эскизов?
– Стиль – мультяшная иллюстрация. Над своим стилем я на самом деле ещё работаю – многому нужно научиться, не хватает академических азов рисования, поэтому я пошёл на спецкурсы.
– Кто-нибудь копирует твои работы?
– Да, я создал альбом в своей группе в «ВКонтакте», насобирал около ста работ, сделанных по моим эскизам. Но сейчас практически не копируют, потому что эскизы стали более сложные, более сумасшедшие и специфичные.
– Татуировщиками плагиат воспринимается с гордостью или со злостью?
– С гордостью, конечно!
– Как сами клиенты относятся к авторским эскизам? Им важно, чтобы татуировка была оригинальной?
– Большинству всё равно, но есть и ценители, которым интересна оригинальная работа. Многие девушки, кстати, делают татуировку «как у подруги».
Портрет на коже: ребёнок-мультгерой
– Откуда у тебя появляются идеи эскизов?
– Можно сказать, из жизни. Хотя время от времени немного фантазирую. Часто вдохновляет природа, окружающий мир, иногда – телепрограммы. К примеру, недавно просмотрел передачу про животных будущего, мысль была такова: человек вымрет как вид, осьминоги станут очень умными и будут лазить по деревьям.
На самом деле у меня в заначке очень много идей, я их записываю, жду момента, когда научусь рисовать так, чтоб все эти образы правильно скомпоновать в картину. В основном пока рисую животных и растительный мир, но хочу расширять круг – переходить на человеческие образы, персонажей, для этого хочу пойти на курсы пластической анатомии, портрета.
– Будешь потом портреты подруг мужчинам набивать?
– Нет! Я не любитель реализма, у меня мечта – делать мультяшные портреты, в комикс-манере, создавать забавных персонажей на основе живых людей. Например, клиент захочет портрет своего ребёнка – его можно сделать в виде, допустим, героя мультика, летящего на самолёте.
Татуировка-антидепрессант
– Татуировка – это дань моде, поиск стиля, желание выделиться или что-то ещё?
– Татуировка – это и мода, и средство что-то изменить. Очень часто ко мне обращаются люди в момент отчаяния, в состоянии депрессии, хотят что-то поменять в своей жизни. И я скажу с полной уверенностью: татуировка лечит от депрессий и комплексов. Это толчок к перемене себя. В моей практике много было случаев, когда серые мыши становились уверенными и менялись до неузнаваемости. И дело, конечно, не в сакральности вытатуированного знака, а в том, что ты посмел изменить себя к лучшему.
Материалы по теме
Осторожно, очень много красоты! (ФОТОРЕПОРТАЖ)
Петербургский стиль остаётся в тренде
Невские берега заполонили фотомодели
- В Петербурге строителей увольняют, а служители муз и масс-медиа готовы переехать в Крым или США
- Любители искусства сегодня в Выборге смогут увидеть картину Ван Дейка «Апостол Петр»
- Карусель вокруг Собчак крутится все быстрее
- Ассанж: переписку Клинтон мы получили легально
- «Кандидат противень»: Иван Ургант вновь предстал на публике в образе Ксении Собчак