Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Какие тарелки нынче в моде?

 Фото: Денис Тарасов/OK-inform Фото: Денис Тарасов/OK-inform Аналитики отмечают: из-за кризиса российский рынок посуды «сдулся» примерно на 15% в штучном эквиваленте. При этом в денежном эквиваленте снижения не произошло: небольшой спад присутствует, но обусловлен он удорожанием продукции. Спрос остался прежним, и покупатель готов тратить те же суммы на покупку посуды

При этом в сегменте посуды из пластика снижение рынка в штучном эквиваленте не наблюдается - наоборот, присутствует даже положительная динамика роста как в штучном, так и в денежном выражении. О том, как влияют на этот рынок модные тенденции и существует ли биоразлагаемый пластик, «Общественный контроль» расспросил Александра Шереметьева, президента НП «Объединение производителей посуды», генерального директора компании «Нева металл посуда».

- Александр Паисович, что сегодня характерно для рынка посуды в России?

- Начну с предыстории. В сферу легкой промышленности, куда традиционно входит производство одежды, тканей и обуви, вливается еще и посуда. Так сложилось в советские времена, и с тех пор мало что поменялось. Поскольку любой крупный завод при Советах должен был выпускать 10% товаров народного потребления независимо от профиля, эти самые товары народного потребления не были выделены в самостоятельный код экономической деятельности.

Так осталось и по сей день. Поэтому в России просто нет такого понятия - сегмент производителей посуды. Отсюда возникают и проблемы статистики: посчитать рынок довольно сложно. Например, производство пластика очень производительно, уж простите за тавтологию. Изделие можно изготовить за несколько секунд, и объемы производства в штуках для производителей считать нецелесообразно. Для производителя пластика интересны продажи в целом. Аналитика по ассортименту ведется, чтобы понять, что производить. Но рынок пластмассовой посуды отдельно не анализируется. Поэтому, согласно статистике, мы имеем только данные об общем объеме потребления пластика. В странах ЕС и США объем потребления пластика - от 100 до 130 кг, в России - 50 - 60 кг на человека в год. Но здесь учитывается не только посуда, но и все предметы из пластика, которые нас окружают. Таким образом, если вы хотите приблизиться к европейскому уровню жизни, потребляйте больше пластика (смеется).

- Как производители отреагировали на кризис?

- Те компании, которые всегда двигались вперед и к текущему моменту успели модернизироваться, продолжают идти вперед, независимо от кризиса или других явлений. Потому как рынок посуды зависит в большей степени от демографии и модных тенденций, нежели от кризиса. Посуда - это предмет каждодневного спроса: образуются новые семьи, делятся старые - возникает и спрос на посуду. Для того чтобы понять, что ждет рынок посуды в будущем, нужно смотреть на демографию: если рождаемость падает, рынку придется тяжело.

Еще фактор, влияющий на ситуацию: модные тенденции, тренды. Все, что связано с человеком, подвержено моде. Одежда, машины, телефоны, посуда в том числе. Очень редко люди избавляются от посуды потому, что она пришла в негодность. Основная причина - замена, обновление. На рынке появляются тенденции - новые цвета, покрытия, формы, и люди начинают менять посуду. Таким образом, если объем продаж каких-то отдельных видов изделий падает, чаще всего снижение происходит не из-за отсутствия денег у покупателя, а из-за того, что данное рыночное предложение устарело. Поэтому главное для производителей посуды - не отставать от трендов.

- Как повлиял на рынок текущий валютный курс?

- Он помогает российским производителям, вытесняя с полок иностранных конкурентов, делая их менее конкурентоспособными. И те компании, которые готовы идти вперед, у кого есть необходимые производственные мощности для увеличения объемов выпускаемых изделий, технологии и квалифицированный персонал, быстро занимают высвободившиеся ниши. Таким образом, большинство российских производителей посуды находятся сегодня на уровне продаж прошлых лет или имеют небольшую положительную динамику. Стагнации на рынке нет.

У некоторых компаний на рынке посуды динамика ухудшается именно за счет роста российских производителей, а также за счет того, что на территории России открываются заводы с привлечением иностранного капитала - турецкого, например. Так, в южных регионах и центральной России турки открыли заводы по изготовлению пластика. Таким образом, усиливается конкуренция между российскими компаниями, и тут выживает наиболее конкурентоспособный, модернизированный производитель.

- Какие у российских производителей посуды проблемы?

- У всех производителей посуды - из металла, фарфора, пластика, стекла, эмалированной посуды, хрусталя - проблемы одни и те же: отсутствие российского оборудования, технологий, специалистов… И вопрос сырья, цена на которое постоянно растет.

- Вы упомянули производство пластика. Насколько экологично использовать пластик для изготовления посуды?

- Многие и правда кричат о засилье пластика, о том, что он якобы ухудшает экологию. Но при чем тут пластик? Он сам по себе нейтрален. Здесь большую роль играет культура человека. Если каждый человек выбрасывает на природе пластиковые тарелки и бутылки, это же не проблема пластика, а проблема культуры человека.

Наиболее безопасной считается посуда, изготовленная из ПЭТ и полипропилена. Это два нейтральных материала. Основная часть посуды делается именно из них. Сертифицированный пластик экологичен и безопасен для использования. К тому же российский пластик сегодня очень качественный. Хоть сертификация на изделия из него в России добровольная, но крупные производители, понимая актуальность вопроса качества, сами добровольно сертифицируют свою продукцию, таким образом предоставляя гарантии покупателям.

Надо учитывать также, что пластиковая посуда делается из разного материала, и ее надо использовать согласно инструкции. Так, посуду, предназначенную для хранения холодных изделий, не рекомендуется использовать для горячих продуктов - может произойти реакция. Существует специальный пластик для микроволновых печей, выдерживающий температуру до 100 градусов по Цельсию. А вот в производстве, например, чайников используется другой термостойкий пластик, выдерживающий более высокую температуру. Но основное назначение массового выпускаемого пластика для хранения холодной и теплой пищи.

- В России существуют компании, производящие пластиковые изделия из переработанного сырья, которое впоследствии быстро разлагается. Насколько они популярны? Дорого ли производить такой пластик?

- Конечно, пластик поддается рециклингу. Но посуду из него производить нельзя. Были случаи массового отравления при использовании китайской пластиковой посуды - это как раз результат применения вторичного пластика для изготовления посуды, которая соприкасается с едой. Посуда, которая соприкасается с едой, должна изготавливаться только из первичного сырья, потому что при рециклинге у пластика ухудшаются качества.

Но самый большой вред не в этом. У нас в России отсутствует технология сбора вторичного сырья. У нас пластик могут собирать по частям. Например, в одной посуде хранилась вода, в другой - соки, в третьей - ядохимикаты, в четвертой - агрессивные жидкости (полиэтилен может выдерживать агрессию. - Прим. ред.). А у пластика есть такое свойство: если в нем что-то долго хранится, то частицы продукции на микронном уровне остаются в нем. Даже если весь пластик собрать, промыть, измельчить для переработки, в микронном виде остающиеся в нем вещества не вымываются. И что там, в этой вторичной смеси в результате появляется на молекулярном уровне, только химики могут знать. Это небезопасно.

Однако мы слышим о так называемых биоразлагаемых пластиках. По большому счету - это все миф. Такой пластик действительно быстрее разлагается до состояния, невидимого человеческому глазу, но на молекулярном уровне он никуда не девается и остается в земле. И используют его минимально, т.к. производить такой биопластик дорого, а применение незначительное. Кроме того, технологии, применяемые при его изготовлении, очень вредны для человека. А все то, что вы сегодня видите на рынке под названием «биопластик», не имеет отношения к биоразлагаемому пластику. Это просто пластик с биодобавками, с добавлением растительных элементов - своего рода рекламный ход.

- Давайте переместимся в другой сегмент - производство фарфора. Дело это сложное и ответственное. Сервизы из чешского фарфора всегда были гордостью советских женщин. Можно ли им сегодня гордиться российским фарфором?

- Более чем. Крупных и известных производителей фарфора в России много: «Дулевский фарфор», «Императорский фарфоровый завод», «Октябрьский фарфор», «Кубань фарфор», «Вятская керамика», «Борисовская керамика». В основном они используют российское сырье для производства бытового фарфора и импортное - для линеек продукции сегмента «премиум». Состав каждый завод делает сам, по своей технологии, сырье, преимущественно глина и добавки, закупается в карьерах. Материал для ресторанной посуды завозится из Германии, по крайней мере у одного из членов нашего партнерства - завода «Октябрьский фарфор». У «фарфористов» есть особенность, которая нередко становится проблемой. Дело в том, что сырье должно быть именно из страны - производителя оборудования. При попытке переходить на местную глину, например, оборудование ломается.

А что касается качества, расскажу вам одну историю. Был у нас с коллегами по объединению такой эксперимент. Лев Сандлер, собственник упомянутого завода «Октябрьский фарфор», привел нас однажды в дорогой московский бутик посуды. На полках - итальянский фарфор, французский. Он стал показывать нам прямо в бутике, как определяется качество фарфора. Берет тарелочку и кладет, переворачивая, на стол. Качественная тарелка не должна шелохнуться, ее будет сложно сдвинуть с места. И мы с ним берем вот эти итальянские, французские тарелки, переворачиваем, руками их шевелить начинаем, а они пляшут - кромка неровная. Возможно, это подделка, а может быть, и проблема качества. У качественной посуды из фарфора кромка должна быть ровной, особенно это касается посуды для ресторанов. А цена на эти итальянские тарелки была высокой. После этого мы однажды приехали к нему на завод - посмотрели его тарелки: идеально ровные. И сейчас производство на «Октябрьском фарфоре» полностью загружено: завод не выпускает больше бытовой фарфор, а переориентировался на производство посуды для сегмента HoReCa. Сегодня завод является единственным производителем качественной ресторанной посуды в России и ведет переговоры о поставке продукции в страны ЕС.

Справка OK-inform

НП «Объединение производителей посуды» основано в 2012 году. Включает в себя несколько компаний из различных сегментов рынка посуды: ЗАО «Нева металл посуда» (антипригарная посуда), ЗАО «Металлообрабатывающий завод» (антипригарная посуда), завод пластмассовых изделий «Альтернатива» (посуда из пластмассы) и «Октябрьский фарфор» (посуда сегмента HoReCa). Партнерство создано с целью взаимопомощи и обмена опытом.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Михаил Петрович, пенсионер, 58 лет Какое место в Петербурге придает вам сил?
Самое читаемое
Комментарии