Общественным инициативам прописали долгий путь Общественным инициативам прописали долгий путь спецпроект
Санкт-Петербург погода в Петербурге
Доллар 92.26
Евро 99.71
Юань 1.27

Православная общественность покажет властям, кто в доме хозяин

 Фото: Alexey Komarov/wikimedia.org Фото: Alexey Komarov/wikimedia.org Представители нескольких общественных религиозных объединений вновь подняли вопрос о передаче Исаакиевского собора в ведение РПЦ. Верующие считают, что музейщики занимаются там «неизвестно чем», а власть управляет памятником неэффективно

Представители общественного объединения «православных византийцев»: председатель Фонда возрождения христианских ценностей «Священная лига Святого Георгия» Сергей Егоров и исполнительный директор того же объединения Сергей Емельянов - вновь собрались восстановить попранную, как они считают, справедливость и вернуть государственный музей-памятник ГМП «Исаакиевский собор» в ведение РПЦ.

Главные аргументы для возрождения завершившейся, казалось бы, осенью 2015 года дискуссии - недоверие к властям, занимающимся в Исаакии «непонятно чем», и ликвидация платы за вход в храм. Православные активисты категорически не желают смириться с тем фактом, что собор строился на государственные деньги и всегда принадлежал государству. Они считают, что он должен быть не музеем, а храмом и приносить доход не бюджету, а самой церкви. Правда, при этом приглядывать за собором и отвечать за него, случись что, должно будет, судя по всему, все-таки государство.

Свято место - лакомый кусок 

«Мы хотим восстановить историческую справедливость: необходимо сделать, чтобы храм перешел по назначению в то место, где он должен быть. На днях состоялся президиум православных организаций, где обсуждался план дальнейших действий. Решено не ограничиваться нашей инициативой добиваться правды через суд. Уже на следующей неделе начнется сбор подписей в Санкт-Петербурге, в Москве и в регионах под обращением к Георгию Полтавченко и Владимиру Путину о передаче собора РПЦ», - начал пресс-конференцию Сергей Егоров.

Он рассказал, что они понимают «озабоченность музейного сообщества», которое опасаются, что богатый музейный опыт может быть потерян после передачи собора церкви. Поэтому православные активисты решили создать в Исаакии некий просветительский центр, в котором, «возможно» (слова Егорова), найдут себе место лишившиеся работы музейщики. По словам активиста, они уже предлагали музейному сообществу создать рабочую группу для решения этого вопроса, однако понимания пока не нашли, в том числе и у директора ГМП Николая Бурова.

«Мы не являемся захватчиками от церкви, как нас многие пытаются представить, но считаем, что справедливость должна быть восстановлена - у каждого дома должен быть хозяин. Исаакиевский собор для нас в первую очередь храм, а в храме хозяин - священник. Прискорбно, что многие политические партии пока никак не комментируют это событие. Это дает ощущение пренебрежения к горожанам, к их чаяниям и нуждам», - поспешил заявить от имени всех петербуржцев (которые, кстати, еще осенью 2015 года однозначно дали понять, что категорически возражают против передачи музея церкви) Сергей Егоров. 

Юрисконсульт «Священной лиги Святого Георгия» Евгения Чухарева заявила, что «собор, бесспорно, является имуществом религиозного назначения и должен быть передан в пользование религиозной организации». При этом она сказала, что законом (имеется в виду закон от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности») предусмотрен некий «закрытый перечень отказов», и петербургской епархии в 2015 году отказано в передаче собора именно согласно этому перечню. Поэтому православные активисты уже как бы независимо от епархии теперь обращаются в Смольнинский суд, чтобы добиться желаемого.

Одним из наиболее раздражающих православных «византийцев» фактором является взимание платы за вход в музей. Они считают, что раз музей - это не музей, а культовое сооружение, то платы быть не должно. На что его содержать и сколько потеряет городской бюджет доходов, если сделать его общедоступным и бесплатным, верующие искатели справедливости пока не особо задумываются.

«Уважаемые единоидейники! - вдруг обратился с неожиданным воззванием к журналистам до этого молчащий Сергей Емельянов. И, помолчав, доктор философских наук философски добавил: «Я думаю, если собор отдадут РПЦ, это будет по-божески. Не надо брать плату за вход. Деньги - вторичный фактор». И снова замолчал.

Кого будет кормить Исаакий?

Однако как-то так происходит, что именно тема денег неотрывно присутствует при обсуждении горячей темы уже почти год. Напомним: осенью 2015 года Смольный окончательно решил, что Исаакий остается в оперативном управлении специально созданной городской структуры - СПБ ГБУК Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». В случае смены владельца Исаакий пришлось бы закрыть как музей или, как минимум, ограничить туда вход во время церковных обрядов.

Возбудившиеся религиозные активисты считают, что вполне способны не только содержать собор, но и, видимо, стричь с его посещаемости купоны. Им обидно, что сейчас не церковь, а город распоряжается государственным музеем-памятником.

Напомним также, что ГМП «Исаакиевский собор» - единственный в стране музей-памятник, который находится полностью на собственном содержании: он не просит денег ни у города, ни у государства, хотя только за год ему необходимо около 18 млн рублей без учета ремонтных и реставрационных работ. Как объяснял директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» Николай Буров (напомним, что в комплекс входят также Спас на Крови, Сампсониевский собор и уже отданный церкви Смольный собор), деньги на собственное содержание Исаакий собирает за счет высокой посещаемости (около 3,5 млн туристов в год, это третий по посещаемости собор в России), экскурсий и прочих культурно-познавательных программ.

Однако вновь возбудившиеся религиозные активисты считают, что вполне способны не только содержать собор, но и, видимо, стричь с его посещаемости купоны. Им обидно, что сейчас не церковь, а город распоряжается государственным музеем-памятником.

«Неправильно, когда некая светская власть указывает священнослужителям, когда им проводить службы, а когда нет... В божьем дома хозяином должен быть священник, а не светский человек. Что касается содержания музея... Мы анализировали цифры, предоставленные Николаем Буровым. И решили, что некая расходная часть неэффективна. Есть надуманность некая», - заявил Сергей Егоров.

Затем вновь очнулся философ Сергей Емельянов, высказав сакраментальное и даже дерзко-пацанское:

«Управлять должны нравственные люди. Напрягает, когда за вход взимается плата», - и снова замолчал. 

Журналисты начали хихикать и переглядываться, гадая, что же имел в виду господин Емельянов, говоря о нравственном управлении. А сейчас, получается, управление безнравственное? Впрочем, далее исполнительный директор Фонда христианских ценностей комментировать не стал.

Помянули и министра культуры Владимира Мединского, который, напомним, дал однозначную оценку статуса Исаакия как государственного музейного имущества.

«Вокруг имени Мединского сейчас такие сложные ситуации, что я бы не стал сейчас на него ссылаться», - осторожно намекнул спикер.

Между тем журналисты не унимались, пытаясь добиться от общественников, как и на что они собираются содержать один из самых дорогих памятников в мире? В какую сумму они могут оценить расходы на содержание в том случае, если плата за вход будет отменена? Есть ли у них хотя бы приблизительный бизнес-план и понимают ли они степень риска, если музей будет передан церкви и, таким образом, вместо 3,5 млн посетителей, приносящих доход самому музею, городу и государству, Исаакий станет пристанищем для нескольких десятков прихожан?

Однако православные активисты, видимо, от бизнес-планов были далековаты. Они отвечали витиевато: «мы посчитали возможности его эксплуатации», «считаем, что управление возможно», «расходы, думаем, составят 200 млн рублей в год», «деньги можно заработать на экскурсиях на колоннаду», «есть дополнительные сферы деятельности»... 

Православные активисты не могут понять, что делают музейщики в музее 

А затем общественники и вовсе засомневались в том, насколько эффективно работают те, кто заботится об Исаакии последние несколько десятков лет.

Что же так тянет церковь в Исаакиевский собор, если службы там и так разрешено проводить с 1991 года, никто священнослужителей (и тем более верующих) оттуда не гонит, и при этом все это - на деньги государства?

«Штат на четыре музея - 400 человек. Мы не можем понять, что они там делают. Что делают 400 человек, управляя четырьмя объектами? Для этого надо создать комиссию. Мы не исключаем вариант, что их деятельность не слишком социально значима и штаты раздуты».

Однако журналисты - в том числе, как некоторые признавалась, вполне себе православные верующие, а потому вроде бы не ангажированные - продолжали терзать общественников вполне резонными вопросами. Пресса никак не могла понять, что же так тянет церковь в Исаакиевский собор, если службы там и так разрешено проводить с 1991 года, никто священнослужителей (и тем более верующих) оттуда не гонит, и при этом все это - на деньги государства.

«Вы хотите, чтобы Исаакиевский собор был передан в безвозмездное пользование РПЦ?» - задавали конкретные вопросы журналисты.

«Да. Чтобы де-юре владело государство, а бессрочно пользовалась РПЦ», - ответили активисты. И уточнили, что «ситуация непонятная. Создалась видимость, что горожане против передачи собора церкви. У нас есть подозрение, что голосование на Ghange.org (напомним: петиция против передачи собора набрала более 10 тысяч подписей) было нечестным - например, мы знаем, что голосовали граждане Украины. Если мы наберем достаточное количество подписей за передачу и их количество будет сопоставимо с голосами против, будем требовать проведения референдума».

Корреспондент «Общественного контроля» тоже не выдержал и поинтересовался, не боятся ли православные активисты того, что к ним будут относиться так, как еще полгода назад в интервью ОК-информ предрекали и Николай Буров, и Александр Невзоров, и Андрей Константинов, и многие депутаты Заксобрания Петербурга, - что у РПЦ чересчур большие аппетиты и на самом деле Исаакий ей нужен не как храм, а как крайне прибыльная и выгодная кормушка в самом хлебном месте Северной столицы, не подлежащая ни проверкам, ни надзору.

Активисты не смутились, но слегка возмутились, сообщив, что они хотят «из кормушки государства сделать бесплатный храм для служений и молитв».

Страсти только накаляются. На мероприятии присутствовали только представители православной общественности. Ответ чиновников, музейного сообщества, самого директора Николая Бурова и других деятелей культуры и науки - через неделю.

Фото: Alexey Komarov/wikimedia.org.

Материалы по теме
 
Человек города Человек города: Максим, оператор автораскроя, 28 лет Нужна ли в интернете цензура?
Самое читаемое
Комментарии